Нураг у пос. Лоса
Нураг
или
нурага
( итал. Nuraghe (слово мужского рода), мн. ч. Nuraghi )— тип мегалитической башни, распространённой на острове Сардиния с конца II тыс. до н.э. и до захвата острова римлянами. Всего на острове учеными найдено около 7000—8000 нурагов (различие в численности связано с постоянными новыми находками, а также с плохим состоянием некоторых из них). По оценкам, когда-то их количество могло достигать 20—30 тысяч. В основном нураги встречаются в северо-западной и южно-центральной частях острова .
Происхождение и связи культуры нурагов
Сардиния изобиловала крупными каменными сооружениями ещё в донурагический период , в 3 тыс. до н.э. (см. Домус-де-Джанас , Гробницы гигантов ). В это время на Сардинии существовали развитые культуры Арцакена и Оциери .
В конце 2 тыс. до н.э., предположительно в результате вторжения народа из Восточного Средиземноморья, обладавшего развитыми познаниями в металлургии, местная мегалитическая культура трансформируется, и вместо богато раскрашенных, но примитивных по архитектуре гробниц возникают многочисленные нураги.
Первые, примитивные протонураги и/или псевдонураги относятся к археологическим культурам Боннанаро и Суб-Боннанаро (первая относилась к донурагическому населению, тогда как вторая, по-видимому, была непосредственным предком культуры строителей нурагов).
Спорным является вопрос о связи строителей нурагов с шерденами , одним из народов моря . Происхождение и этническая принадлежность строителей нурагов непонятны, хотя с большой уверенностью они не были индоевропейцами .
По мнению А.И.Немировского , Сардиния в эпоху строительства нурагов была промежуточным пунктом миграции предков этрусков из Малой Азии в Италию . Изделия искусства нурагической культуры действительно обнаруживают сходство как с этрусским искусством, так и с изделиями Восточного Средиземноморья.
Язык
Характеристика и аналогичные сооружения
Типичный нураг расположен на равнине с панорамным обзором и имеет форму усечённой конической башни, напоминающей пчелиный улей. Сооружение не имеет фундамента и стоит только за счёт общей массы собственных камней, которая может достигать нескольких тонн. Некоторые нураги по высоте достигают 20 метров.
Назначение нурагов остаётся непонятным: это могли быть храмы, обычные жилища, резиденции правителей, военные укрепления, места встречи вождей, либо сочетать перечисленные функции. Некоторые из нурагов расположены в стратегически важных местах, из которых можно было контролировать важные дороги.
Несомненно, нураги имели символическое значение. Небольшие модели нурагов были обнаружены при раскопках святилищ (например, в храме-лабиринте Су-Романеску около Битти в центральной части Сардинии).
Нураги следует отличать от « гробниц гигантов », возникших при предшествующих культурах, однако, возможно, продолжавших сооружаться строителями нурагов. Некоторые авторы отличают от нурагов так называемые «нурагические селения», в которых имеется коридор или система коридоров. Среди других древних сооружений Сардинии следует упомянуть священные жилища, «священные колодцы», святилища и пристройки.
Датировка
Датировка сооружения нурагов является спорной; некоторые «протонураги» датируются около 3500 года до н.э., то есть временем до возникновения нурагической культуры, однако большинство было сооружено в период среднего бронзового века, XVIII—XV века до н.э., или же в поздний бронзовый век. Нураги продолжали использоваться до вторжения римлян во II веке до н.э. Спорность датировки нурагов не позволяет выстроить однозначную хронологию древней истории Сардинии.
По мнению этрусколога Массимо Паллоттино , архитектура нурагической культуры была наиболее прогрессивной из всех цивилизаций западного Средиземноморья для своего времени, даже в сравнении с регионом Великой Греции на юге Италии . Из около 8 тыс. существующих нурагов лишь в некоторых проводились археологические раскопки. Итальянская историческая наука не проявляла большого интереса к археологии Сардинии, если не считать интерес «чёрных археологов» к бронзовым статуэткам нурагической культуры.
Известные нураги
Наиболее известным является комплекс Су-Нуракси-ди-Барумини , внесённый в список Всемирного наследия ЮНЕСКО .
Среди других известных нурагов: Серра-Орриос , Альгеро , Торральба , Тискали , Макомер , Аббасанта (см. Лоса ), Орроли , Вильяновафорру , Сарроч , Ольбия .
Искусство нурагической культуры
Статуэтка, изображающая жителя Сардинии в рогатом шлеме. Национальный музей в Кальяри.
Нурагическая цивилизация достигла довольно высокого уровня в металлургии— их бронзовые изделия были распространены в Средиземноморье.
Характерными для нурагической культуры являются бронзовые статуэтки, известные как «бронзетто». Типичные сюжеты статуэток: изображения вождей, охотников или борцов, животных, реже— женщин.
Нурагическое искусство включает резьбу по камню и статуэтки, изображающие женские божества ( Танит , основное божество— богиня); с другой стороны, нередко данные статуэтки рассматриваются как результат влияния финикийцев.
Воин, Сардиния, статуэтка нурагической культуры
Родственные культуры
Корсика
Разновидность нурага, которую современные археологи называют итальянским словом «торре» («башня»), существовала в тот же период на Корсике. Эти башни относились к местной разновидности нурагической культуры.
Балеарские острова
На Балеарских островах, почти одновременно с прибытием на Сардинию строителей нурагов, возникает культура талайотов— башен, напоминающих по конструкции нураги.
…