Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Трипольская культура
Ареал распространения трипольской культуры.
Трипольская культура
( рум. Cultura Cucuteni , укр. Трипільська культура, Кукутені культура )— энеолитическая археологическая культура , распространённая в VI—III тыс. дон.э. в Дунайско - Днепровском междуречье, наибольший её расцвет пришёлся на период между 5500 и 2750гг. дон.э. На смену трипольцам пришли индоевропейские народы ямной культуры .
История открытия
Культура носила название «Кукутень» по названию села в Румынии , где были найдены первые артефакты, связанные с этой культурой. В 1884 году румынский исследователь Теодор Бурада во время проведения раскопок нашёл элементы глиняной посуды и теракотовые фигурки неподалёку села Кукутень. После того, как учёные ознакомились с его находкой, было решено продолжить раскопки, которые начались на этом месте весной 1885 года . Исследования памятников, позднее отнесённых к трипольской культуре, имели место на Западной Украине в 70-е годы ХІХ в. Археолог Викентий Хвойка открыл первое трипольское поселение на территории Российской Империи в 1893—94 гг. в Киеве по ул. Кирилловской, 55 (ныне ул. Фрунзе). Он презентовал свои находки в августе 1899 года на ХІ археологическом съезде в Киеве. В 1896—1897 годах несколько поселений с материалами, подобными киевским находкам, Хвойкою были найдены в окрестностях села Триполье Киевского повета (ныне село Триполье Обуховского района Киевской области ). В Галиции в XIX— до 1939г. ее именовали «культурой мальованой (расписной) керамики», «галицкой расписной керамики», «украинской расписной керамики». В советских, российских, украинских, молдавских и др. публикациях для памятников с территории Украины и Молдавии распространено название «Трипольская культура». В последние десятилетия для обозначения археологических памятников на территории Молдовы местные и румынские исследователи используют термин «культура Кукутень».
Со временем стало понятно, что археологическая культура Кукутень на территории Румынии, «расписной керамики» на территории Австро-Венгерской монархии и Трипольская культура на территории Российской Империи относятся к одному и тому же культурному комплексу.
Ареал распространения
Трипольская культура была распространена в эпоху энеолита на территории правобережной Украины , в Молдавии , в восточной Румынии ( Кукутень ), а также в Венгрии . Трипольская культура— энеолитическая (медно-каменный век).
Происхождение и связь с другими культурами
Трипольская культура была генетически связана с энеолитическими культурами Балкано-Дунайского региона , среди которых особая роль принадлежала носителям культур Боян , старчево-кришской , линейно-ленточной керамики , Винча , Тисаполгар .
"Трипольская культура возникла благодаря смешению населения неолитических земледельческих культур балкано-карпатского региона: Криш, Линейно-ленточной, Боян, Хаманджия, Петрешть"
Основные отрасли хозяйства— земледелие и скотоводство . Л.Л.Зализняк и ряд других исследователей трипольской культуры связывают её с волной мигрантов из неолитической Анатолии .
Периодизация
Реконструкция жилья трипольской культуры
По периодизации Т.С.Пассек выделяются 3 этапа развития трипольской культуры:
-
Ранний этап
(Триполье A) — средина V – вторая половина IV тысячелетия до н.э. Жилища— землянки и небольшие наземные глинобитные «площадки». Орудия делались из кремня, камня, рога и кости; медных изделий немного (шилья, рыболовные крючки, украшения); лишь Карбунский клад в Молдавии отличается богатством медных изделий. Кухонная керамика имеет примесь шамота , песка, шероховатую поверхность (горшки, миски), орнамент в виде насечек, налепов, столовая украшена каннелированным (горшки, кувшиновидные сосуды, чашки, черпаки) и углубленным орнаментом («фруктовницы», грушевидные сосуды, крышки). Много статуэток, изображающих сидящую женщину, меньше— зооморфных фигурок; известны глиняные креслица, модели жилищ, украшения. Обнаружено единичное погребение в жилище ( Лука-Врублевецкая ).
-
Средний этап
(Триполье B– Триполье C1) — средина IV тысячелетия дон.э. – 3200 / 3150гг. дон.э. Ряд поселений на мысах укреплён валами и рвами, увеличилась площадь поселений, иногда жилища располагались по кругу. Встречаются двухэтажные дома. Известны модели жилищ с двускатной крышей и круглыми окнами. Обработка кремня совершенствуется, появляются мастерские по изготовлению орудий. Начинается добыча медного сырья (руда и самородная медь), а также выплавка металла на территории между Днестром и Днепром. Увеличивается количество и ассортимент медных изделий (топоры, ножи, кинжалы, тёсла, шилья, украшения). Появляется расписная керамика, кухонная керамика иная— с примесью в массе толчёных раковин или песка, полосчатым сглаживанием и «жемчужным» орнаментом. Меняется форма статуэток— стоячие фигурки с округлой головкой, наряду с женскими есть и мужские изображения. Найдены погребения в жилищах.
-
Поздний этап
(Триполье C2) — 3150 – 2650 до н.э. Расширяется территория трипольской культуры за счёт продвижения племён на север и восток. Небольшие поселения располагаются на укреплённых местах, наряду с небольшими наземными жилищами встречаются землянки. Продолжает развиваться добыча и обработка металла. Уменьшается количество расписной керамики, появляется посуда округлой формы с примесью песка и толчёных раковин с орнаментом по краю венчика (защипы, оттиски, верёвочки, наколы). Совершенствуется обработка кремня, много шлифованных кремнёвых топориков. Распространены женские статуэтки удлинённых пропорций со схематизированной головкой и слитыми ногами. Известны грунтовые и курганные могильники. В Поднепровье найдены погребения по обряду кремации. Погребальный инвентарь: кремнёвые серпы, каменные боевые топоры-молоты, медные кинжалы, шилья, ножи, украшения,— браслеты, пронизи, медные, каменные и стеклянные бусы; керамика— шаровидные амфоры, чаши, миски, антропоморфные статуэтки.
Хозяйство
Начало и большая часть времени существования трипольской культуры совпадает по времени в климатическом отношении с мягким, теплыми влажным атлантическим периодом, который оказал содействие активному развитию земледельческого хозяйства. Палеоботанические исследования убедительно показали, что уже на раннем этапе Триполья земледелие представляло собой стойкое, давно сформировавшееся явление и имело надежный семенной фонд .
Трипольцы выращивали пленчатую пшеницу , пленчатый и голозёрный овёс , просо , горох , ячмень , бобы , виноград , алычу , абрикосы . Для обработки земли применяли подсечную или подсечно-огневую систему земледелия.
Разводили одомашненный крупный и мелкий рогатый скот (на который приходилась половина всех домашних животных) , свиней, лошадей, коз и овец. Овцы приобретают решающее значение в южных регионах во время последней фазы существования культуры . В отличие от региона степной Андроновской культуры , базирующейся на распространении влияния культуры северного причерноморья (ямная, скифов, сарматов, ариев, трипольцев), трипольцы имели преимущества в одомашнивании лошади с ранним одомашниванием предваряя на 1,5-2 тыс. лет молочным товарным производством молока и стойловым содержанием животных в зимнюю пору в условиях бескормицы, в суровых условиях снежной зимы. Жеребёнка сразу вскармливали молоком коров, что позволяло не только приручить, но и одомашнить лошадь— получение потомства у изначально приручённых животных, в отличие от табунного выпаса и содержания. Это подтверждается применением в пищу взрослых животных, в отличие от охоты, когда в кухонных остатках встречаются кости молодняка.
Кроме того, трипольское население активно занималось охотой, рыболовством и собиранием. Охотились при помощи лука и стрел. Использовали на охоте собак. В лесах и рощах, окружавших трипольские поселки, собирали дикую грушу, яблоки, вишню и кизил. В реках и речных протоках ловили сома и вырезуба, причем отдельные особи, попадавшие на стол трипольцев, достигали в длину двух метров
.
Орудия труда и оружие изготавливались из костей животных, кремня и камня, иногда из меди, существуют свидетельства торговли заготовками из кремня. Высокого уровня достигло гончарное ремесло. Трипольская керамика занимала одно из видных мест в Европе того времени по совершенству выделки и росписи.
Поселения
Для трипольской культуры характерны высокий уровень развития хозяйства и развитые общественные отношения. Во времена этой культуры произошло значительное увеличение плотности населения в ареале её распространения. Трипольские посёлки чаще всего располагались на пригодных для земледелия пологих склонах, возле воды. Их площадь достигала нескольких десятков, а в некоторых случаях — 200—450 гектаров. Они состояли из наземных глинобитных жилищ, разделённых иногда внутренними перегородками или двухэтажных. Часть помещений, служившая для жилья, отапливалась печами, открытыми очагами, имела круглые окна, часть использовалась под кладовые. В таких домах, вероятно, жила одна или несколько семей. Посёлок использовался около 50 лет, до истощения окружающей его земли (чернозёмы тогда ещё не образовались), потом обязательно сжигался по особому ритуалу, а племя переселялось на новое место. Племенами управляли вожди, существовали так же и верховные вожди союзов племён.
Трипольцы, в бассейне Южного Буга, создали протогорода-гиганты размерами 250—400 га с населением до 20 тыс. человек и более ( Майданецкое — 270 га, Доброводы — 250 га, Тальянки — 400 га), что сравнимо с Киевом в домонгольскую эпоху, когда он превосходил многие крупные центры средневековой Европы.
Культура и духовная жизнь
Религия — аграрные культы, почитание Великой Богини (см. Старая Европа ), священным животным была собака, важным предметом культа были глиняные монокли, бинокли и тринокли.
Антропологический облик представителей культуры
У представителей трипольской культуры антропологи отмечают средиземноморский и динарский тип .
В настоящее время большинство ученых, на основании анализа скелетных останков, склоняются к идентификации трипольцев со средиземноморской расой, возможно— арменоидным антропологическим типом, распространенным среди давних жителей Восточного Средиземноморья и Малой и Передней Азии. Это логично, учитывая тот факт, что украинская территория была будто периферией этого культурного ареала, основной массив которого зафиксирован в долине Дуная , на севере Балканского полуострова и на островном массиве Эгейского моря .
— Наталья Яковенко, Нариси Історії України
Представление о физическом типе населения Трипольской культуры базируется на немногочисленных антропологических находках, которые неоднократно изучались и достаточно описаны в научной литературе (Г. Дебец, К.Stojanowski, М. Герасимов, И. Гохман, М. Великанова, С. Круц, И. Потехина и др.). Ранний и средний периоды трипольской культуры представлены лишь одиночными погребениями, расположенными преимущественно на поселениях Лука Устинская, Солончены II [Гохман, 1958], Веремье [Дебец, 1948], Незвисько [Герасимов, 1958; Дебец, 1960], Липканы [Donici 1930], скелеты из которых большей частью плохой сохранности. Отсутствие могильников этих периодов затрудняет решение вопросов формирования антропологического типа трипольцев и его происхождение. Отдельные же могильники появляются лишь на позднем этапе существования культуры. Это Выхватинцы [Великанова, 1975] на Среднем Днестре, Чапаевка на Среднем Днепре [Круц, 1990], Маяки, Усатово в Северо-Западном Причерноморье [Потехина, 1983, 1989]. К ним можно присоединить и довольно значительную серию человеческих скелетов из Бильче Золотого (Средний Днепр), хотя они и принадлежат погибшим во время обвала пещеры [Stojanowski, 1930]. К позднему этапу, возможно, относятся и четыре черепа с поселения Бильшевцы возле Галича [Круц, 2006].
По мнению большинства исследователей, для трипольского населения характерны как грацильные (средиземноморские), так и массивные (протоевропейские) антропологические варианты европеоидной расы (при преобладании первого), что может свидетельствовать о неоднородном составе населения. Почти все позднетрипоьские могильники в своем составе имеют эти два морфологических варианта... Довольно своеобразное соотношение этих двух морфологических вариантов оказалось при изучении вариантов Выхватинского могильника: размеры мужских черепов дают возможность сравнивать их с группами, которые считаются "классическими" средиземноморцами (современные сардинцы), женские приближаются к "смягченному" протоевропейскому типу, что дало основание М. Великановой сопоставлять их с черепами срубной культуры эпохи поздней бронзы [Великанова, 1975, с. 18]. Такое расхождение в палеоантропологическом типе мужчин и женщин подтверждается также различием в строении тел - женщины более высокорослы, чем мужчины, что также приближает последних к населению Средиземноморья с его чрезвычайно грацильным строением скелета...
Безусловно, процесс формирования физического типа трипольцев отличался большой сложностью, поскольку происходил в условиях этнокультурного сближения их с юго-западными и северо-восточными соседями вследствие постоянных и давних контактов, особенно с населением балканских и малоазийских культур. Находки на трипольских "площадках" глиняных статуэток с признаками "арменоидного" типа иногда объясняются проникновением среднеазиатских "арменоидов" через Балканский полуостров на Правобережье Украины [Пассек, 1947]. На этих изображениях действительно выступает нос, хотя такое явление некоторые исследователи объясняют определенным каноном [Дебец, Трофимова, Чебоксаров, 1951, с. 432]. Определить же величину выступания носа можно только на кранеологическом материале. К сожалению, это сделано лишь на четырех черепах: на трех из них (Бильче-Золотое) носы умеренно выступающие (по шкале мирового распределения - средневыступающие), и только на одном (Выхватинский могильник) выступание носа достигает почти мирового максимума. В свете приведенных фактов можно только предполагать, что какя-то часть трипольского населения могла иметь черты переднеазиатских "арменоидов".
Вопрос о происхождении средиземноморского антропологического типа в составе трипольского населения все-таки остается открытым, так как отсутствуют черепа людей, которые жили на Украине до трипольцев (прежде всего это касается Буго-днестровской неолитической культуры).
— [Круц С. Антропологический состав населения Трипольской культуры //Трипольская культура в Украине. Киев, 2008. с. 239-241]
-
Предметы из поселения близ села Новые Русешты Яловенского района Молдавии. Культура Прекукутень-Триполье. Возраст 3650 лет до н. э. Исследования В. И. Маркевича, 1961—1962 гг.
-
Предметы из поселения близ села Кэрбуна Яловенского района Молдавии. Культура Прекукутень-Триполье. Возраст 3600 лет до н. э. Исследования Т. С. Пассек , 1962 г.
-
Предметы культа культуры Кукутень-Триполье. IV — 1-я пол. III тыс. до н. э.
-
Предметы из поселения Старые Куконешты Единецкого района Молдавии. Культура Кукутень-Триполье. Возраст C 14 3440 ± 60 лет до н. э. Исследования В. И. Маркевича, 1978 г.
|
Категория: Балканский неолит | Добавил: fredi (15.08.2012)
|
Просмотров: 1010 | Комментарии: 2
| Рейтинг: 0.0/0 |
|