Категории раздела
Период Меровингов [4]
Архитектура периода Меровингов [2]
Меровинги [52]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Период Меровингов » Меровинги

Радегунда

Статуя св. Радегунды в церкви Сен-Жермен-л'Осеруа в Париже

Святая Радегу́нда ( Радегонда Тюрингская ); ( лат. Radegunda или Radegonda ; ок. 518 , Эрфурт , Тюрингия — 13 августа 587 , Пуатье , Франкское государство )— королева франков , жена Хлотаря I , дочь короля Тюрингии Бертахара . Была канонизирована , день её памяти празднуется 13 августа . Имя Радегунда в переводе с древневерхненемецкого языка означает «Воительница советами» , от Rat (совет) и Kampf (борьба).

Принцесса Тюрингии

Святая Радегунда родилась приблизительно в 518 году  в Эрфурте , главном городе государства Тюрингия  . Она была дочерью Бертахара , короля Тюрингии , одного из трёх правителей, наряду с его братьями Герменефредом и Бадерихом , разделивших между собой ориентировочно в 507 году королевство Тюрингия .

В 525 году Герменефред неожиданно напал на своего брата Бертахара, убил того и захватил его королевство. После этого Радегунда вместе со своим младшим братом, имя которого в исторических источниках того времени не упоминается, была воспитана при дворе своего дяди. В 529 году , подстрекаемый своей злой и жестокой женой Амалабергой, Герменефред восстал против своего другого брата— Бадериха. Герменефред заключил союз с королём Австразии Теодорихом I , пообещав тому в случае победы отдать половину королевства брата. В произошедшем сражении победа осталась за Герменефредом и Теодорихом I, Бадерих погиб, однако Герменефред отказался выполнить условия договора и сохранил за собой всё королевство .

В 531 году Теодорих I, используя как предлог обвинение Герменефреда в том, что тот так и не передал ему часть своего королевства, объявил войну тюрингам . Он заключил союз со своим братом Хлотарем I и выступил против Герменефреда. В произошедшей битве на реке Унструт братья нанесли сокрушительное поражение тюрингам, многие из которых погибли, и захватили почти всю Тюрингию  . Король Герменефред бежал, укрывшись в крепости Скитинг (совр. Бургшайдунген на реке Унструт) . Между тем Теодорих I, устроив неудачное покушение на брата, поссорился с Хлотарем, и тот отказался от продолжения войны и вернулся в своё королевство, прихватив с собой часть захваченных трофеев, среди которых была и племянница короля Герменефреда, дочь его брата Бертахара, Радегунда вместе со своим младшим братом .

Пленница Хлотаря I

Витраж c изображением св. Радегунды в церкви Нотр-Дам в Мортемере ( департамент Вьенна ).

Хлотарь I намеревался воспитать её в духе смирения и впоследствии сделать своей женой. Вернувшись домой, он предоставил Радегунде свою королевскую резиденцию на вилле Ати в Вермандуа близ реки Соммы , где она получила первоклассное литературное и религиозное образование, редкое по тем временам, в особенности для женщин. Изначально Радегунда была язычницей, но в городке Ати познакомилась с христианским учением и приняла святое крещение. Изучая основы христианской веры и латынь , она научилась писать и читать, что для того времени считалось высоким уровнем образования, до которого дотягивали не все короли. Будучи ещё совсем ребёнком, она проводила много времени в молитвах и с детства мечтала посвятить себя монашеской жизни.

Наделённая от природы сердечностью и состраданием, она плакала над Житиями святых и тоже мечтала стать мученицей. Любовь к богу привела её к проблемам простых людей. Вокруг неё в домиках для прислуги царили голод и нищета. Обездоленные люди зачарованными глазами смотрели на молодую и прелестную принцессу, сердце которой наполнялось жалостью к этим несчастным. Наперекор воле своей свиты она очень часто собирала у себя бедняков, отмывала их в большом котле, усаживала за стол и кормила досыта. А потом обращалась к их душам, помогая нести бремя жизни: рассказывала им о Боге и зачитывала тексты из Священного Писания.

Радегунду окружали знатные сверстницы, среди которых было очень много сплетниц, завистниц и соперниц. Для них она всегда оставалась чужестранкой, принцессой захваченной страны и при случае, ей постоянно напоминали об этом. Их зависть разгоралась ещё сильнее, если они видели, что Радегунда находилась под покровительством самого короля. Тем более, что он овдовел, после смерти Гунтеки , и появились упорные слухи, что иностранка может стать новой королевой франков.

Кстати, у Меровингов в ходу было «многожёнство», но в современном понимании значение этого термина немного отличается. В V—VIII вв. был широко рапространён конкубинат — основанный на германском праве институт сожительства, с точки зрения современных историков не нарушавший законов того времени. Со стороны христианской церкви больших проблем по этому поводу не возникало, так как её представители в большинстве случаев смотрели на эти связи сквозь пальцы, но существование у одного монарха нескольких законных жён церковь запрещала. В качестве конкубин («вторых жён») выступали женщины, занимающие более низкое положение в обществе, чем их «супруг», а вот венчанная («главная жена») должна была быть знатного или королевского происхождения, и если монарх в целях достижения каких-либо политических целей хотел заключить новый брак, то тут возникали проблемы, так как, чтобы он стал легитимным, ему необходимо было развестись с предыдущей законной женой .

Незаметно пролетело почти восемь лет, и в 538 году Хлотарь вызвал красивую пленницу ко двору. Увидев, что Радегунда повзрослела и похорошела, король, несмотря на большую разницу в возрасте, решил заключить с ней законный брак, хотя на тот момент у него были ещё две «вторые жены» — родные сёстры Ингунда и Арнегунда . Назначив день свадьбы, он начал готовиться к бракосочетанию, но Радегунда вовсе не хотела выходить за него замуж. Придя в ужас от подобной участи, она тайно покинула королевский двор и попыталась скрыться, взяв с собой только преданную служанку. Но далеко убежать ей не удалось, и вскоре, недалеко от Перонна , она была схвачена и немедленно доставлена в Суассон , где и состоялось свадебная церемония, которая проходила в присутствии святого Медарда, епископа Нуайонского . Радегунду вопреки её воле обвенчали с королём Хлотарём, и она стала женой ненавистного ей человека .

Королева франков

Статуя святой Радегунды в хоре церкви Сен-Радегунде. ( Аверон , Франция ).

Смирившись со своей судьбой и став королевой, Радегунда активно участвовала в делах государства, вместе с мужем принимала иностранных послов, держала себя с достоинством и ни от кого не зависела в своих решениях. Хлотарь уважал свою супругу, прислушивался к её советам, но всё равно между ними возникали ссоры. При дворе под своей королевской одеждой она носила грубую власяницу, а когда принимала участие на пирах и банкетах, то просила подавать для себя блюдо из бобов или чечевицы, а слугам повелевала раздавать хлеб нищим. Но при этом она всегда оставалась верной своей мечте, и как только наступал час богослужения, она удалялась молиться. Радегунда очень не любила дикие увеселения королевского двора: военные смотры и разнообразные турниры, шумную охоту и бесконечные пиры с обильными возлияниями. Больше всего на свете она стремилась стать монахиней, ведя аскетическую жизнь, лишая себя удовольствий и строго соблюдая посты. Летописи называют Радегунду одной из лучших франкских королев.

После свадьбы Хлотарь отдал Радегунде поместье Ати и другие владения в её личное распоряжение, где она основала больницу для бедных, которую часто посещала и сама ухаживала за больными. Видя, что Радегунда чересчур подвержена благочестию, придворные говорили королю: « Ты женился на монашке, а не на королеве! ». Хлотаря раздражало поведение супруги и он осыпал её упрёками, но затем под впечатлением от её святости, возмещал свои оскорбления помилованием приговорённых к смерти и подарками, которые она сразу раздавала бедным. Милостыне она посвящала большую часть своего времени, отдавая свои украшения церквям и монастырям, и раздавая всё своё имущество вплоть до одежды обездоленным.

Их брак продлился больше десяти лет, детей они не имели. « За это время Радегунде опостылел её королевский титул, и она всячески уклонялась от выполнения королевских обязанностей »,— писал её биограф. В 555 году , не оставив наследников, умер король Австразии Теодебальд , внук Теодориха I. Хлотарь сразу же присоединил его земли к своим  , не поделившись со своим братом Хильдебертом I , так что теперь его королевство граничило с родиной его жены Тюрингией, которая после смерти Герменефреда в 534 году платила дань франкам. Брат Радегунды, опальный принц, жил рядом с сестрой и когда, в 555 / 556 году , вспыхнуло восстание в соседней Тюрингии  , то он, вероятнее всего, мог бы возглавить этот мятеж. Возможно, чтобы этого не произошло, Хлотарь приказал убить его, используя для этой цели преступников  . Но это только предположение, так как исторические источники того времени не связывают смерть брата Радегунды с походом против тюрингов. Сообщается только то, что он собирался бежать в Константинополь, но по просьбе сестры остался , однако из текста неясно, относится это ко времени непосредственно перед его гибелью, или к более раннему периоду его жизни при дворе Хлотаря. Как возможная дата этого события и принятия монашества Радегундой часто упоминается 550 год , так что его смерть наступила, вероятно, между 550 и 555 годами.

Радегунда в это время отсутствовала, она объезжала близлежащие монастыри, но вернувшись ко двору и узнав, что её любимого брата убили, сначала устроила большой скандал, затем отправилась в церковь, чтобы « отмолить лежащую на Хлотаре невинно пролитую кровь », и в конце концов решилась на побег. В тайне она ушла из дворца и отправилась в Нуайон, где обратилась к местному епископу Медарду, который славился своим благочестием, с просьбой постричь её в монахини . Епископ сначала заколебался, потому что нужно было расторгнуть брак, совершённый по всем канонам салического права — основного закона франков, кроме того он опасался, что король может сместить его с занимаемой церковной кафедры. Но затем, поддавшись на уговоры королевы, внял её мольбам, расторг брак и рукоположил в дьяконисы. Хлотарь пытался вернуть Радегунду, но не преуспел в этом, тогда он взял себе новую жену, заключив брак с Вульдетрадой , вдовой Теодебальда, но вскоре развёлся с ней по настоянию духовенства .

Монахиня аббатства Сен-Круа де Пуатье

Церковь Святой Радегунды .

Став монахиней, Радегунда немедленно уехала в Тур , чтобы поклониться там могиле святого Мартина Турского . Впервые в жизни она была по-настоящему счастлива. В Туре Радегунда не задержалась, а двинулась дальше в Пуатье , где, по совету отшельника Жана из Шинона , основала женский монастырь под покровительством святого Илария Пиктавийского (впоследствии монастырь Святого Креста) , использовав для строительства средства, вырученные от продажи своего приданого. Здесь она собрала девушек из богатых семей, которые хотели жить в монастыре, отрешившись от мирских дел в трудах и молитвах. В стенах монастыря могла найти еду и кров любая женщина, искавшая спасения от мирских страстей или от насилия в семье.

Узнав, что во время своего паломничества в Тур в 561 году , Хлотарь решил вернуть её ко двору, Радегунда, просьбами и категорическим отказом, отвоевала себе право остаться в стенах монастыря. Она настойчиво просила защиты у епископа Парижа Германа , который сопровождал короля. Епископ упал в ноги Хлотарю перед могилой святого Мартина и уговорил того отступить, после чего сам отправился в Пуатье, чтобы лично донести эту новость Радегунде. Он же рукоположил в игуменью Агнессу, « наиболее близкую ученицу, духовную дочь и подругу детства Радегунды ». Характерно, что Радегунда отказалась стать аббатисой, а возложила эту ответственность на Агнессу, однако церковные иерархи и светские правители обращались в письмах именно к ней.

Венанций Фортунат читает свои стихи Радегунде . Лоуренс Альма-Тадема (1862).

Со дня своего рукоположения и до самой смерти Радегунда ела только сырые плоды и овощи, а во время поста каждые четыре дня она сама дробила каменным жерновом зерно, которое служило пищей для неё и других монахинь. Жизнь в монастыре протекала по строго заведённому порядку. Два часа в день все сёстры уделяли литературным занятиям, наиболее образованные из которых переписывали старинные рукописи. Остальное время распределялось между молитвами, чтением религиозных книг и рукоделием. Радегунда так же как и все подметала комнаты, поддерживала огонь, готовила на кухне, стирала и чинила грязное белье, носила воду и дрова. Всегда пребывала в хорошем настроении и была готова стать служанкой для всех, в особенности для нищих и обездоленных. Прокажённых она принимала в стороне без свидетелей, омывала им лица, обнимала с любовью, заботилась об их гнойных ранах, а напоследок одаривала подарками. Тем не менее, авторитет её был непререкаем.

Последние годы жизни Радегунды скрасило неожиданное появление преданного друга, в 567 году монастырь посетил путешествующий по Галлии известный поэт того времени Венанций Фортунат , прибывший из Италии . В лице Радегунды и Агнессы он обрёл родственные души, и остался жить в Пуатье, взвалив на свои плечи мужские заботы. Радегунда часто проводила с ним вечера в долгих беседах, вспоминая о детстве, любимой Тюрингии и родных. Венанций Фортунат стал её духовником и биографом, сохранились две поэмы, написанные ими в сотрудничестве. Также он посвятил ей много стихотворений, прославляющих её ум, достоинство и благочестие.

Сначала отношения между Радегундой и епископами Пуатье отличались взаимой любовью и уважением, но затем испортились при епископе Маровее, который обиделся на её большое духовное влияние на епархию. Для своей веры она мечтала получить частичку святой реликвии Животворящего Креста Господня , который Иисус Христос нёс на Голгофу и на котором его распяли. Используя свой авторитет, стала инициатором переписки с византийским императором Юстином II по поводу доставки реликвии в Галлию, а затем послала клириков за ней в Константинополь . В 568 году Радегунда получила от императора в качестве дара эту величайшую реликвию, но епископ Маровей, раздражённый тем, что не оказался причастным к этому событию, отказался встречать её и исчез. Тогда королева отправила гонцов к Сигиберту I , сыну Хлотаря, чтобы тот повелел кому-нибудь из епископов поместить эту святую реликвию в монастыре с соответствующими почестями. Король поручил это сделать епископу города Тура Евфронию, который прибыл со своими клириками в Пуатье и перенёс святыню в монастырь с громким пением псалмов, с зажжёнными свечами и при воскурении ладана  . Ради этого она впервые вышла за монастырские ворота встречать присланный из Константинополя кусочек голгофского креста, обрамлённый драгоценными камнями. С этой реликвией, несохранившейся до наших дней, Радегунда не расставалась никогда. Сначала она была помещена в монастырь Тура, а затем 19 ноября была перенесена в Пуатье, где её приветствовало всё население города. Люди пели гимны, сложенные по этому поводу Венанцием Фортунатом, а святыня была помещена в монастырь, который с тех пор стал носить имя Святого Креста ( аббатство Сен-Круа де Пуатье ).

Кстати, после обмена послами Радегунда получила возможность установить связь с роднёй, укрывшейся в Константинополе, где её двоюродный брат, Амалафрид , которого она очень любила, был принят на византийскую военную службу, хотя, скорее всего, к этому времени он уже умер, потому что после 552 года о его судьбе ничего не известно. По этому поводу Фортунат от её лица написал элегию «О гибели Тюрингии».

Смерть Радегунды

До самого конца своей жизни Радегунда сотворила множество добрых дел, в том числе, старалась остановить или предотвратить ссоры и междоусобные войны между четырьмя сыновьями Хлотаря, которые после смерти отца разделили между собой его королевство. Почитавшаяся святой ещё при жизни, она давала зрение слепым, изгоняла демонов и возвращала здоровье, поэтому её сравнивали с великим чудотворцем святым Мартином Турским.

По преданию, незадолго до смерти Радегунда увидела Самого Спасителя, Который возвестил её о скором уходе из земной жизни и сказал: «Ты самый большой бриллиант в Моей короне. Сейчас ты у меня на коленях, но скоро будешь в сердце Моём» . В память об этом видении на каменном полу, куда ступил Христос своей босой ногой, остался след Его стопы, который и сегодня можно видеть в церкви Святой Радегунды в Пуатье .

Реликварий аббатства Сен-Круа де Пуатье.

Она упокоилась с миром несколькими днями позже, 13 августа 587 года , её тело долго лежало в церкви города Пуатье, и много верующих провожало великую святую в последний путь. Её похороны состоялись 25 августа , в отсутствие епископа Маровея, их возглавил Григорий Турский , преемник Евфрония на Турской кафедре. Саркофаг и сейчас находится в крипте той церкви в Пуатье, названной позже в её честь. Почитание святой Радегунды затем широко распространилось по всей Европе.

Монахини аббатства Сен-Круа де Пуатье сохранили до наших дней некоторые вещи, относящиеся к жизни Святой. Прежде всего, это ставротека — реликварий монастыря Святого Креста. В монастыре также сохранился подголовник, который называют пюпитром святой Радегунды. Ещё одно наследие святой — бронзовый крест, называемый крестом Радегунды, размером 0,113 м на 0,110 м, контуры которого сохранили на себе потёртости от её рук. К сожалению, ковчег святой Радегунды, в котором хранился кусочек голгофского креста, привезённого из Константинополя, безследно исчез во время Великой французской революции 1789 — 1799 годов . Само же аббатство Святого Креста было перенесено в местечко Сен-Бенуа , которое находится в 7 км к югу от Пуатье.

Категория: Меровинги | Добавил: fredi (03.11.2012)
Просмотров: 559 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Четверг, 02.05.2024, 06:47
Приветствую Вас Гость
Поиск
Друзья сайта
ПОРНО БЕСПЛАТНО Вам Скучно? То гда Вам Сюда!
  • МЕГА СБОРНИК САМОДЕЛОК
  • ОНЛАЙН ТЕЛЕВИДЕНИЕ
  • ОНЛАЙН РАБОТА
  • БРОНЕ ТЕХНИКА
  • Смотреть онлайн кино бесплатно
  • ИЗОБРЕТЕНИЯ И ИЗОБРЕТАТЕЛИ
  • МИР ОРУЖИЯ
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Самоделки
  • ВКУСНО С НАМИ
  • Блог о Все и не очем
  • Архив знаний
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Фотоальбомы
  • энциклопедия авиации
  • Игры Денди Sega Онлайн
  • Сделай сам
  • New Wiki
  • Энцеклопедия кораблей
  • Железнодорожный транспорт
  • Доисторическая Европа
  • Динозавры
  • Дирижабли
  • Цивилизация майя
  • Древний Восток
  • Скучать некогда
  • Читаем книги онлайн
  • Создай свой блог сам