Ареал киевской археологической культуры и развитие синхронной черняховской культуры с середины III века до её наибольшего распространения в IV веке. Направление миграции готов указано по ареалу вельбарской культуры.
Черняховская культура
— раннесредневековая археологическая культура , существовавшая на территориях Украины (включая Крым ), Молдавии и Румынии в II - IV веках . Сменяет зарубинецкую культуру .
Черняховская культура прослеживается там, где древние авторы размещают готов , причём угасает как раз в то время, когда готы мигрируют из Причерноморья на запад Европы. На этом основании большинство историков ( П. Рейнеке ) связывают эту культуру с державой готов .
Более ранний этап развития этноса представляет вельбарская культура . Помимо основного (готского), признаётся наличие в среде черняховцев и других этнических элементов ( сарматы , гепиды , даки , фракийцы , геты , славяне - анты ).
Этимология
Названа по могильнику у села Черняхов Кагарлыкского района Киевской области , исследованному В. В. Хвойкой в 1900—1901 годах. На территории Румынии черняховская культура именуется Сынтана-де-Муреш—Черняхов по названию селения в трансильванском жудеце Муреш . Исследованы остатки поселений и грунтовые могильники.
Культура
Жилища
Черняховцы жили в больших неукрепленных поселениях. Наземные жилища и землянки располагались рядами. Площадь некоторых наземных домов, принадлежавших, вероятно, большим патриархальным семьям, превышала 100 м². У наземных построек стены возводились из жердей, обмазанных глиной. Полы представляли либо утрамбованную землю, либо покрывались глиной. Жилища отапливались каменными или глиняными очагами. У домов найдены хозяйственные постройки и ямы-хранилища, иногда глубиной до 3 метров.
По границе распространения Черняховской культуры до нашего времени сохранились так называемые Змиевы и Траяновы валы .
Металлургия
Были развиты железообрабатывающее, кузнечное, бронзолитейное, камнесечное, косторезное ремёсла, причём мастера работали преимущественно на заказ и лишь частично на рынок. Анализ технологии выявляет относительно высокий уровень железообрабатывающего ремесла. Железоделательные горны открыты на поселениях в небольшом количестве. Отдельное скопление таких горнов обнаружено под Уманью .
В Ильинецком районе Винницкой области обнаружен Ильинецкий карьер — древний карьер по добыче вулканического туфа для изготовления жерновов к мельницам. Археолог П. И. Хавлюк, обнаруживший карьер, датирует его создание III в. н. э. и приписывает его к Черняховской культуре.
Черняховские ювелиры производили различные украшения из бронзы , серебра , золота . Были распространены украшения из полудрагоценных камней, янтаря и стекла. В изготовлении ювелирных изделий использовалась зернь и скань . Одежда застёгивалась на плече художественно оформленными металлическими фибулами . Другими видами украшений были височные кольца , браслеты , гривны , ременные бляхи.
Керамика
Керамика изготовлялась в основном на гончарном круге и отличалась разнообразием форм. Найдены горшки, миски, чаши, кувшины, кубки, чарки, вазы с тремя ручками. В быту пользовались также стеклянными кубками, костяными гребнями, бронзовыми фибулами . Гончарные горны выявлены более чем на 20 поселениях. В горне из Будешт (на территории Молдавии ) обжигались 150 сосудов одновременно. Гончарная керамика преобладала над лепной в большинстве поселений.
Предметы из Будештского некрополя Криулянского района Молдавии, Черняховская культура, III—IV вв. н. э.
Погребальный обряд
В погребальном обряде сочетались трупосожжения ( поля погребальных урн ) и трупоположения (последние преобладали). В инвентаре погребений — керамика, стеклянные кубки, фибулы и костяные гребни.
Хозяйство
Скотоводство , земледелие , ремесло , охота , рыболовство . Подъём земледелия в эпоху черняховской культуры отмечен усовершенствованием плуга и рала с железными наконечниками; вол и лошадь использовались, вероятно, как тягловая сила; расширился состав культурных злаков; под пашню освоены значительные площади. Земледелие было подсечным и переложным. Продукцию сельского хозяйства черняховцы сохраняли в ямах-хранилищах или в больших глиняных сосудах — «зерновиках». Зерно мололи жерновами. Из домашних животных разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней , лошадей , домашнюю птицу.
Процветала торговля с ближайшими античными центрами. Об этом свидетельствуют импортные предметы (амфоры, в которых привозили вино и оливковое масло, стеклянные кубки, реже — краснолаковые сосуды) — целые и в обломках, обнаруженные на всех памятниках черняховской культуры. Во внешней и внутренней торговле использовалась римская монета. На территории черняховской культуры обнаружено более тысячи монетных кладов. Некоторые черты черняховской культуры сложились под влиянием позднеантичной цивилизации.
Этнический состав
Черняховская культура по времени и географии совпадает с государством Ойум , основанном готами в начале III в. н. э. и уничтоженным гуннами в конце IV века. Однако большинство исследователей считает, что черняховская культура была полиэтничной. Помимо германцев, здесь жили фракийцы - даки , ираноязычные сарматы , анты . Мнение о такой многоэтничности черняховской культуры основывается, главным образом, на наличии локальных особенностей в домостроительстве, керамике и погребальном обряде её носителей.
Все исследователи отмечают, что следов германского элемента в топонимике и генетике в черняховской культуре нет. Академик Седов В. В. отмечает что основным населением черняховской культуры были славяне-анты (преимущественно с севера этой культуры), скифо-сарматы (на юге), фракийцы и балты. Германский (вельбарский) элемент концентрируется в Прутско-Днестровском регионе, что подтверждают исторические источники, и небольшое количество их также отмечается в Нижнем Поднепровьи . На основании археологических источников он выводит, что Ойум ("водная страна") находился в районе Полесья, ограничиваясь Пинскими болотами .
Особняком стоит мнение Б. А. Рыбакова , который считал, что черняховскую культуру следовало бы скорее относить к ранней древнеславянской , и доскональный анализ, проведенный археологом, скорее свидетельствует не о зарождении черняховской культуры за счёт задержавшихся там готов, но скорее о заметном её упадке в тот период. Существует гипотеза о перерастании её в в пражскую культуру , однако керамика этих культур сильно разнится.
Считается, что именно во времена существования черняховской культуры праславянский язык позаимствовал много слов германского происхождения хлеб , хлев, блюдо , котёл, колодец, шлем, князь , церковь , стекло , буква, редька .
Антропологический облик
Черняховское население обнаруживает близость к вельбарской культуре и характеризуется кельтским и балтским типом. Население, близкое к пшеворской культуре и зарубинецой культуре , не оставило антропологических памятников, поскольку хоронило умерших по обряду кремации. Фиксируются значительные миграционные потоки из районов Центральной и Северной Европы .