Чернолесская культура
(
Чорноліська культура
) — археологическая культура переходного периода от бронзового к раннему железному веку (IX—VIIвв. дон.э.). Распространена была в лесостепной полосе Правобережной Украины между Днепром и Днестром, а также в бассейне р. Ворсклы на Левобережье. Название получила от городища в Чёрном лесу в верховьях реки Ингулец (Кировоградская область), открытого и исследованного в 1949г. Чернолесская культура знаменует начало скифской эпохи. На западе граничила с племенами гальштатской культуры , на востоке— с племенами срубной культуры . Чернолесская культура является развитием белогрудовской культуры .
Сначала была распространена в лесостепи между Днестром и Днепром , а со временем распространилась на бассейн реки Ворскла , откуда вытеснила на север племена бондарихинской культуры , что весьма напоминает рассказ Геродота о вынужденном переселении невров .
Культура
К данной культуре относится группа укрепленных городищ ( Чернолесское , Тясминское , Калантаевское) и неукрепленных селищ, обнаруженных О. Треножкиным в Кировоградской области . Важное городище возле Суботова ( Черкасская область ) было бронзолитейным центром культуры. Классическим образцом чернолесского городища считается укрепление на холме Тясмин. Оно состоит из глинобитного вала 12 х 1м, у подножия которого обнаружены обгорелые остатки деревянных укреплений. Последние были построены из коробчатых срубов, соединенных частоколом. Снаружи был ров шириной 9м и глубиной до 4м. Со стороны, противоположной реке, подходы к крепости были укреплены еще одним рвом и валом. В долине реки Тясмин обнаружено наибольшее количество чернолесских городищ. Большинство из них представляет такие же круглые крепости диаметром от 40 до 100 м . Внутри стен выявлены остатки довольно просторных (6 х 10 м) землянок. Селища могли занимать площадь до 10 га. Деревня Мачуха близ Полтавы состояла из 22 жилищ, расположенных по окружности диаметром 250—300м. Могильники содержат как трупоположения (под насыпными курганами), так и трупосожжения (в урнах), причем последние превалируют на поздней стадии развития культуры.
Артефакты представляют собой каменные и бронзовые топоры, земледельческие орудия из бронзы, реже— железа, посуда, бронзовые украшения. Кухонная утварь не отличалась особым изяществом, она была полированной или покрывалась кварцевой крошкой. Вместе с тем встречаются и тщательно отделанные вазы грушевидной формы с высокими горлом и узким основанием, хорошо обожженные и украшенные бороздками, инкрустацией, насечками или сосцевидными выпуклостями, напоминающие изделия фракийской Бессарабии . В совокупности найденные артефакты свидетельствуют о контактах местной культуры с Фракией, скифами и греческими колониями на побережье Черного моря.
Хозяйство
Основное занятие населения— хлебопашество, возделывали пшеницу, ячмень и просо; известно было и разведение рогатого скота, коней, свиней.
История
Большинство авторов согласно с тем, что чернолесская культура происходит от белогрудовской и комаровской культур, однако, с более отчетливым влиянием культуры причерноморских скифов. Комаровская культура , в свою очередь, является локальным вариантом культуры боевых топоров , подпавшим под влияние центральноевропейских и трансильванских культур. М.Гимбутас , однако, усматривает также связь чернолесской культуры с предшествующим появлением в регионе индоевропейцев и считает ее локальным вариантом общей индоевропейской культуры.
Классическая чернолесская культура заканчивается к Vв. дон.э., после чего следует период упрощения материальной культуры, интерпретируемый как обнищание в связи с политическим доминированием скифов. Вместе с тем на поздней стадии наблюдается рост укрепленных поселений, вероятно, для защиты от кочевников, сооружение многочисленных рвов, валов и деревянных стен. Плотность населения возрастает, а преемственность социокультурных традиций сохраняется. Драматическая смена археологических культур приходится лишь на IIв. дон.э., когда в регионе появляются сарматы и позже— готы .
Этническая принадлежность
Этническая принадлежность носителей чернолесской культуры является дискуссионной. Одни считают их фракийцами (при этом чернолесцев ассоциируют с агатирсами Геродота ) или иллирийцами , другие ( Рыбаков Б. А. , Гимбутас М. , С.В.Перевезенцев )— предками славян . При этом исследователи обнаруживают разительные различия между чернолесской и следующей во времени вслед за ней балтской юхновской культурой