Нордический бронзовый век, около 1200г. дон.э.
Скандинавский (нордический, северный) бронзовый век
— название археологической культуры или группы культур бронзового века в доисторической Скандинавии , которое ввёл в обиход Оскар Монтелиус . Термин охватывает период 1700—500гг. дон.э., а памятники встречаются вплоть до территории Эстонии. Наследует культурам позднего неолита. Этнический и языковой состав неизвестен ввиду отсутствия письменных памятников, однако наблюдается культурная преемственность с последующими германоязычными культурами, упоминаемыми в исторический период. Данному периоду наследует доримский железный век .
Общая характеристика
Наскальные изображения из Хяльестя, провинция Вестманланд , Швеция (коллаж). Изображения закрашены краской в современный период— были ли они закрашены ранее, неизвестно.
Несмотря на то, что обитатели Скандинавии достаточно поздно испытали на себе тенденции европейского бронзового века , при раскопке скандинавских погребений и поселений обнаружены многочисленные и хорошо сохранившиеся изделия из шерсти , древесины , а также импортированных из Центральной Европы бронзы и золота .
Многочисленные— несколько тысяч— петроглифы, вырубленные в скалах, изображают корабли, а крупные каменные погребальные монументы, известные как каменные ладьи , показывают, что судоходство играло важную роль. История местного судоходства восходит ко временам неолита и продолжается в эпоху доримского железного века , к которому относится Хьортспрингская ладья .
Погребальный курган бронзового века близ Гордстонги, Сконе , Швеция
Сохранились многочисленные курганы и петроглифы бронзового века, а также не менее многочисленные изделия из золота и бронзы. Датировка наскальных изображений (петроглифов) основывается на артефактах, сопоставляемых с изображёнными на петроглифах предметах, например, бронзовых топорах и мечах. (На севере Скандинавии найдено также множество петроглифов эпохи неолита, в основном изображающих животных, таких, как лось.)
Периодизация
Бронзовые украшения из Брудевельте ( Дания ), вероятно, ритуального назначения.
Оскар Монтелиус , введший в оборот термин «нордический бронзовый век», подразделял его на шесть субпериодов , и его периодизация до сих пор широко используется археологами. Его абсолютная хронология в целом была подтверждена радиоуглеродными данными, за исключением датировки начала нордического бронзового века— 1700, а не 1800г. дон.э. как предполагал Монтелиус. Для Центральной Европы используется иная периодизация, разработанная П. Райнеке , поскольку артефакты и археологические слои этого региона плохо коррелируют со скандинавскими.
I | 1700 | - | 1500 BC | II | 1500 | - | 1300 BC | III | 1300 | - | 1100 BC | IV | 1100 | - | 900 BC | V | 900 | - | 700 BC | VI | 700 | - | 500 BC |
За указанными шестью периодами следует доримский железный век .
Существует также деление на более широкие периоды: «ранний бронзовый век» (1700—1100гг. дон.э.) и «поздний бронзовый век» (1100—550гг. дон.э.).
Климат
Для Нордического бронзового века был характерен тёплый климат, который начался с климатического изменения около 2700г. дон.э., и был сопоставим с современным климатом центральной Германии и северной Франции. Благодаря такому климату плотность населения была достаточно высока, процветало сельское хозяйство: в частности, в это время в Скандинавии выращивали виноград . Однако небольшое похолодания между 850 и 760гг. дон.э., а также более значительное около 650г. дон.э. привели к упадку местного хозяйства, климат стал более влажным и холодным. Возможно, это похолодание является источником легенды о Фимбулвинтере .
Наскальные изображения типичных судов бронзового века. Обнаружены в Бардале, Стейнхьер , Норвегия , 64°N.
Религия
Солнечная колесница из Трундхольма.
В связи с отсутствием письменных источников о скандинавской религии бронзового века известно немногое. О том, как могла выглядеть религия, дают представление многочисленные археологические находки, которые, однако, отражают верования не Скандинавии в целом, а отдельных племён, культы которых сильно отличались друг от друга. Также некоторое представление дают петроглифы— наскальные изображения.
Боги-близнецы сражаются на боевых топорах. Один из петроглифов, найденных в Танумсхеде , западная Швеция (рисунки окрашены в красный цвет уже в современный период)
Предполагается, что в бронзовом веке существовал культ богов-близнецов , что отражалось в том, что обнаруженные предметы, посвящаемые богам, обычно лежали в захоронениях парами. Также, по-видимому, почиталась богиня-мать (см. Нертус ). Жертвоприношения (животные, оружие, украшения и даже люди) были связаны с водой; небольшие озёра или пруды использовались как ритуальные места жертвоприношений, и многие артефакты обнаружены в их окрестности. Возможно, практиковались сексуальные ритуалы, символизировавшие брак богов . Среди жертвоприношений обнаружены ритуальные предметы, такие, как бронзовые ушные украшения— предполагается, что они использовались в церемониях.
Вероятно, некоторые из петроглифов бронзового века являются наиболее ранними изображениями божеств скандинавской мифологии , известных в письменный период. Довольно распространённой фигурой на петроглифах является изображение мужчины с предметом, напоминающим топор или молот (вероятно, раннее изображение Тора ). Встречаются также мужские фигуры с копьём в руке: это могли быть Один или Тюр , поскольку оба этих бога в более поздний период ассоциировались с копьём. На одном из петроглифов мужчина с копьём изображён без одной руки, что напоминает мифологию, связанную с Тюром. Фигура с луком в руке может быть ранним изображением Улля .
Предполагается, что остатки мифологии бронзового века сохранились в более поздней германской и скандинавской мифологии, например, кони Скинфакси и Хримфакси и богиня Нертус .
|