Суковско-дзедзицкая культура
( лехитская культура)— западнославянская ранне средневековая археологическая культура , образовавшаяся в результате взаимодействия венедов пшеворской культуры и славян пражской культуры в междуречье Эльбы и Вислы (территория западной Польши и северо-восточной Германии) в V- VII вв . Названа в честь наиболее изученных археологических памятников, относящихся к данной культуре— селищу Дзедзицы в Польском Поморье и городища Суков в принадлежащем сейчас Германии Мекленбурге .
Характерные особенности
Характерными особенностями суковско-дзедзицкая культура, благодаря которым её памятники отличаются от памятников окружающих культур, в первую очередь, также славянской пражско - корчаковской являются:
-
Своеобразная неорнаментированная лепная керамика , в крайне редких случаях имеющая простые волнистые или ногтевые узоры. Представлена в виде двух типов горшков (первый— имеет расширение в верхней части сосуда, широкое горло и узкое днище, второй— биконическую форму и сглаженный переход между верхней и нижней частями сосуда) и в виде мисок
-
Наземные бревенчатые, преимущественно, срубные жилища с подпольями чашеобразной формы. Ямы заполнены грунтом, остатками отопительных устройств и отбросами. Размеры ям 2х1,5 метров до 3,1х1,9 метров.
, что отличает их от традиционных славянских землянок
.
Поселения суковско-дзедзицкой культуры представляют собой неукрепленные селища по берегам водоемов. В конце VI — начале VII века активно появляются городища .
Наследие культуры
Влияние и своеобразие Суковско-дзедзицкая культура проявляется вплоть до X — XII веков , когда на его территории распространились специфические украшения— височные кольца поморского типа ( VIII — XII века ) . Существуют предположения о том что наследниками Суковско-дзедзицкой культуры стали:
культура сопок ( VII — IX веков ) ;
менкендорфская культура (с конца VII — начала VIII века ), характерная для региона расселения ободритов и отличающаяся керамикой, изготовленной на гончарном круге ;
голанчская и кендзинская культуры поморян ( VII — первой половины IX века ) , имеющие, правда, значительное сходство по характеру керамики с фельдбергской ;
культуры, выделяемые на основе керамик бардыского и волинского типов VIII — первой половины IX века , пришедшие на смену голанчской и кендзинской ;
культура керамики щецинского типа (середина IX — 70-е годы Х века ;
культура керамики швелюбского типа (с Х века ) .
Начиная с VII века , на части территории, занимаемой суковско-дзедзицкой культурой, параллельно развивается фельдбергская культура , привнёсенная извне новыми волнами славянской миграции .