Категории раздела
Археологические культуры Европы [315]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Археологические культуры Европы » Археологические культуры Европы

Террамар культура
null
Культура Террамар

Террамар культура , Террамары, Террамаре культура ( англ. Terramare culture , нем. Terramare-Kultur , итал. Civiltà terramare ) — археологическая культура бронзового века , существовавшая в Северной Италии в долине реки По . Расцвет приходился на 2-ю половину 2-го тысячелетия дон.э. , начало формирования— около 1800 года дон.э. пришельцами с севера. Исследователи наших дней относят её к группе родственных европейских культур данного периода— Культуре полей погребальных урн , а наиболее вероятными носителями считают первую волну италиков — племена прото латинов , которые строили своеобразные посёлки-крепости— террамары и принесли на Апеннинский полуостров новый тип захоронения— урновые некрополи.

Содержание

История исследования

Название

Исследователи конца XIX века назвали новую, обнаруженную в долине реки По , археологическую культуру по принятому наименованию поселений этой культуры— террамарам ( итал. terramare ), которые, в свою очередь, были названы от местного наименования невысоких холмов богатых чернозёмом. Отложения подобных холмов сформировались, в основном, за счёт накопления мусорных отбросов на месте длительного времени обитания людей бронзового века . Значение названияхолмов на диалекте области Эмилия— «чёрная/жирная земля» , другой вариант перевода: terra — «земля» и marna — «мергель» . Иногда в научной и научно-популярной литературе для обозначения культуры может употребляться просто слово «террамары». Также в русскоязычной литературе название поселений иногда транскрибируется как «террамар е », и, соответственно, название культуры— «культура террамар е » .

 Исследования в XIX веке

Раскопки террамары, обнаружены остатки настила (окрестности Пармы, кон. XIX века).

Научное исследование Террамар культуры началось в 1860 году , первые исследователи рассматривали её как универсальную для всего Апеннинского полуострова эпохи бронзового века , так как открытие и изучение террамар происходило ранее появления знаний археологов о существовании Апеннинской культуры . Наличие некоторых элементов культуры террамарцев на памятниках Апеннинской культуры, заставило исследователей XIX века ошибочно считать носителей Апеннинской и Террамар культур одним народом . Реконструкции авторов ранних раскопок в настоящее время утратили значение— поселениям Террамар культуры ошибочно приписывали структуру и планировку римских лагерей или городских общин, существовавших в другие, более поздние, временные эпохи . Создателями Террамар культуры ошибочно считали этрусков ( Т. Моммзен ) , иллирийцев и лигуров .

Исследования в XX веке

В России в начале XX века учёным В.И.Модестовым была предложена гипотеза, согласно которой в эпоху бронзы на Апеннинский полуостров вторглись носители Террамар культуры— «террамариколы», которые были предками латинян , а в железном веке вторглись другие италики — оски и умбры , принесшие с собой культуру Виллановы . Эта теория и сегодня широко распространена среди исследователей . Однако этот вопрос остаётся предметом дискуссий ряда учёных и различные гипотезы прослеживаются в работах современных исследователей— например, польский филолог-классик К. Куманецкий создателями Террамар культуры называет не просто протолатинов, а племена, разделившиеся позднее на латинян, умбров и самнитов .

Общее описание

Локализация

Согласно сегодняшним научным представлениям Террамар культура являлась местным явлением в Северной Италии в долине реки По . Современная локализация её распространения— западные и центральные территории региона Эмилия-Романья (провинции Болонья , Модена , Парма , Пьяченца , Реджо-Эмилия ), а также на юге региона Ломбардия (памятники обнаружены на части территорий провинций Брешия , Мантуя и Кремона ) . Центр культуры находился между городами Болоньей и Пармой . После прихода племён культуры Вилланова , террамарцы были вытеснены в Южную Этрурию ( Лаций ), где оказали влияние на развитие местных племён . По предположению ряда учёных, Террамар культура не просто оказала влияние в Южной Этрурии, а собственно продолжала существовать там некоторое время .

Контакты

Вероятно, в XIV веке дон.э. в районе современной Болоньи Террамар культура вступила в соприкосновение с распространившейся по всей Италии Апеннинской культурой . В период поздней фазы последней , такие бронзовые изделия террамарцев, как топоры с «крыльями» (иначе «закраинами»), смычковидные фибулы и обоюдоострые бритвы, были предметами торговли по всему Апеннинскому полуострову . Следы этого товарооборота прослеживаются даже на отдалённом юге— в поселении на месте современного Таранто , здесь помимо представителей Апеннинской культуры, около 1250 года дон.э. поселились микенцы , способствуя развитию трансадриатической торговли . К востоку от территорий распространения террамар, такие свидетельства имеются в поселениях Апеннинской культуры у современной Болоньи , а на севере— в озёрном поселении у современной Пескьеры . Помимо внутрииталийского товарообмена, террамарцы имели связи и со средиземноморскими культурами Франции , также известно, что с южного берега Балтийского моря сюда попадали изделия из янтаря (бусы и прочее) .

Материальная культура

Поселения

План террамары Кастеллаццо-ди-Фонтанеллато.

Своеобразные поселения культуры представлены остатками небольших укрепленных посёлков площадью 1-2 га — так называемыми «террамарами» , вероятно, являвшимися свайными жилищами , которые были защищены от набегов врагов водным пространством . Археологами обнаружены столбы, сохранившиеся от построек древних людей, большинство исследователей считают их сваями, однако ряд учёных видят в них просто частокол вокруг селений . Также у некоторых обнаруженных поселений имеются окружающие валы и столбы, позволяющие предположить защиту от наводнений . По одной из гипотез, террамары строились из мергеля на сваях, сначала на сухом месте, а потом всё пространство вокруг строений заливали водой— получался посёлок на искусственном болоте . 

 Советский исследователь средины XX века А.Л.Монгайт отмечал, что ни одна из террамар не была настолько раскопана, что бы можно было с уверенностью судить о расположении строений внутри неё. Он предполагал четырёхугольную и ромбовидную планировку террамар, наличие вала с деревянными конструкциями и рва заполненного водой. Также, вероятно, въездные ворота находились с узкой стороны террамары, от которых вела улица, делившая селение на две половины . 

 Самое крупное поселение Террамар культуры— Кастеллаццо-ди-Фонтанеллато , раскапывалось в 1888— 1896 гг. , в 23км к северо-западу от города Пармы . Данная террамара имела в плане трапециевидную форму, была окружена рвом шириной 3,75м и глубиной 3,5м, а также земляным валом шириной у основания 15м. Через ров были перекинуты деревянные мосты, внутри поселения находились ряды свай, поддерживавшие, вероятно, помост с хижинами. Улицыпредставляли собой укрепленные деревом земляные насыпии пересекались под прямым углом .

Захоронения

Погребения Террамар культуры представляли собой урновые некрополи, свойственные Культуре полей погребальных урн . Ряд исследователей считает, что этот обычай захоронения был присущ вторгшимся из Центральной Европы племенам (Г. Сэфлунд, Г. фон Мерхардт), другие учёные предполагают его связанным с религиозной идеей, которая распространилась будучи не связанной с этническими миграциями ( Л. Бернабо Бреа , Р. Перони и др.) . Террамарцы первыми принесли подобный обычай захоронения в Северную Италию, откуда он проник южнее, достигнув самых отдалённых областей Апеннинского полуострова, а с XI—IX веков дон.э. прослеживается на Сицилии и Липарских островах . Характер захоронений Террамар культуры позволяет предположить, что резкое имущественное и социальное неравенство в среде её носителей отсутствовало .

Хозяйство

Население занималось земледелием ( плуг еще неизвестен, вероятно, пахали деревянной сохой, в которую запрягали быков )— пшеница, бобы, лён, виноград; скотоводством— свиньи, овцы, козы, ослы, лошади; охотой— найдены кости медведя, кабана, оленя; рыболовством. Типичная керамика — лепные сосуды (изготовлялись без гончарного круга ), имели тёмнолощёную поверхность и орнамент в виде концентрических желобков или утолщений в виде бугорков; часто выполнялись с «рогатыми» или в форме полумесяца ручками(форма ручки называемая «анса луната») . Находки семян льна, фрагментов одежды и пряслиц свидетельствуют о развитии ткачества. Террамарцами был достигнут высокий уровень в обработке бронзы, но на первой стадии развития культуры, несмотря на использование орудий и оружия из бронзы, представители культуры продолжали применять и их каменные (кремневые) аналоги .

Преемственность

Начало Террамар культуре положили переселенцы пришедшие на Апеннинский полуостров около 1800 года дон.э. с севера, вероятно, изначально из дунайского региона . Также возможно, так как террамарцы были племенами носителями Культуры полей погребальных урн , они проникли из Центральной Европы . Согласно точки зрения ряда археологов, географически ближайшей культурой, имеющей сходство с террамарцами, является культура энеолитических свайных поселений озёр Северной Италии (расцвет в 1-ой половине 2-го тыс. дон.э. ). Сторонники теории этого сходства прослеживают связь, например, от культуры поселения Арква-Петрарка , которую они считают промежуточной между культурами энеолитических свайных жилищ и террамарами , однако подобная преемственность не общепризнанна всеми учёными . 

 Теория, уже для несколько позднего периода (поздней фазы Апеннинской культуры ), утверждает, что археологический материал большого количества памятников по всей Доисторической Италии является продуктом гибридизации Террамарской и Апеннинской культур, через которые террамарцами было оказано влияние на культуру Прото вилланова Субапеннинского периода и некоторые культуры раннего железного века в Италии . Примером может служить крупный могильник около коммуны Пианелло ( итал. Pianello ). Но существует и альтернативная гипотеза, согласно которой, тот же Пианелло был населён представителями новой волны переселенцев с севера , а с появлением племён Протовилланова, террамарцы исчезли. Таким образом на сегодняшний день существуют следующие гипотезы о трансформации Террамар культуры со временем :

  1. Пришедшие в Италию по морю и суше новые племена протовилланова смешались с террамарцами и сохранили многие черты их культуры.
  2. С появлением племён протовилланова Террамар культура прекратила своё существование.
  3. Культура протовилланова возникла в результате смешения носителей Террамар и Апеннинской культуры (взяв погребальный обряд и обработку металла от первой, а форму посуды и частично сельскохозяйственную экономику от второй) .

На сегодняшний день наиболее вероятными создателями Террамар культуры исследователи считают первую волну италиков — племена прото латинов , которые после вытеснения их культурой Вилланова, оказали влияние на развитие племён Южной Этрурии ( Лаций ) .

Категория: Археологические культуры Европы | Добавил: fredi (02.08.2012)
Просмотров: 697 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Пятница, 10.05.2024, 08:51
Приветствую Вас Гость
Поиск
Друзья сайта
ПОРНО БЕСПЛАТНО Вам Скучно? То гда Вам Сюда!
  • МЕГА СБОРНИК САМОДЕЛОК
  • ОНЛАЙН ТЕЛЕВИДЕНИЕ
  • ОНЛАЙН РАБОТА
  • БРОНЕ ТЕХНИКА
  • Смотреть онлайн кино бесплатно
  • ИЗОБРЕТЕНИЯ И ИЗОБРЕТАТЕЛИ
  • МИР ОРУЖИЯ
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Самоделки
  • ВКУСНО С НАМИ
  • Блог о Все и не очем
  • Архив знаний
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Фотоальбомы
  • энциклопедия авиации
  • Игры Денди Sega Онлайн
  • Сделай сам
  • New Wiki
  • Энцеклопедия кораблей
  • Железнодорожный транспорт
  • Доисторическая Европа
  • Динозавры
  • Дирижабли
  • Цивилизация майя
  • Древний Восток
  • Скучать некогда
  • Читаем книги онлайн
  • Создай свой блог сам