Категории раздела
Доисторическая Россия [63]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Доисторическая Россия » Доисторическая Россия

Дольменная культура Западного Кавказа

Дольменная культура Западного Кавказа — археологическая культура бронзового века, ( мегалитическая ) с характерной особенностью — строительство большого количества дольменов . Ареал распространения культуры охватывает Северо-Западный Кавказ, восточное побережье Чёрного моря (вплоть до города Очамчира в Абхазии ), Адыгею , Верхнее Прикубанье, степные районы Центрального Предкавказья, Пятигорья, Кабардино-Балкарии .

Содержание

Общие сведения

Кроме самих дольменов, артефактами данной культуры считаются все находки сделанные как внутри дольменов, содержимое захоронений под ними, а также находки в поселениях дольменной культуры. Так например к данной культуре отнесят серию бронзовых изделий, топориков, тесел и т.п., хранящихся в Сочинском музее краеведения. Возможно, к данной культуре будет отнесена и человеческая голова из песчаника, найденная в окрестностях Адлера. Поселение дольменной культуры обнаружены и в верхних культурных слоях Воронцовской системы пещер . Проявлениям дольменной культуры следует считать Нальчикскую и Кишпекскую гробницы в Кабарадино-Балкарии.

История открытия и исследований

1794 год— академик П.С.Паллас первый кто описал группу мегалитов у местечка Чокрак-Кой (близ ст. Фонталовской) на Тамани . 

 1818 год— Тебу де Мариньи открыл группу дольменов на реке Пшада , а затем их описал директор Керченского музея А.Б.Ашик. 

 1837—1839гг. Джеймсом Беллом были найдены дольменные постройки, расположенные в верховьях р. Абина и между Геленджиком и Джубгой, описание которых издано им в 1840 году. 

 1876 год— первый ученый, системно исследовавший дольмены Кавказа был А.С.Уваров . 

 1960 год— выделением дольменной культуры в самостоятельную археологическую культуру наука обязана двум исследователям: Л.И.Лаврову и А.Д.Столяру . 

 С 1974 года— крупный научный вклад внёс В.И.Марковин .

В последующем исследователями дольменной культуры выступили: Ловпаче Н. Г. 1997г., Костыря Г. В.— 2001г., Валганов С. В. −2004г., Галищева Е. В. и Глазов К. А. −2007г., Гей А. Н. (2008), Бианки А. М. −2010г., и мн. др.

Поселения дольменной культуры

Племена, оставившие дольмены, вели оседлый образ жизни. В.И. Марковин обнаружил и исследовал поселение дольменной культуры - на Дегуакской поляне близ ст. Даховской , и установил, что основные занятия поселян было: мотыжное земледелие, скотоводство, металлургическое производство (найден обломок литейной формы на Дегуакском поселении). Обитая в горной лесистой местности, жители занимались и охотой.

 Типология дольменов

Архитектурная типология дольменов Кавказа

 Назначение дольменов

Споры относительно назначения дольменов продолжаются. Строительство больших дольменов явно требовало участия большого количества строителей, значит такого захоронения удостаивались лишь "избранные" по каким-то признакам, то есть возможно что дольмены были своего рода погребально-храмовыми комплексами. Возможно, что крупные дольмены сооружали заранее, т.е. "избранные" при жизни готовили себе и своим потомкам прочные усыпальницы. Если для большинства дольменов относительно подходит "погребальное" назначение, то из всех долменов - самый явный религиозно-культовый характер имеет уникальный комплекс дольменов в кургане Псенако I, в Туапсинском районе, около пос. Анастасиевки, на реке Псынако (открытый М. К. Тешевым), который в 1983-84 гг. исследован В. И. Марковиным.

 По поводу функциональности кромлеха существует несколько гипотез . Часто присутствующий кромлех, многие авторы понимают как символ Солнца, или как наличие рол и неких древних астрономических обсерваторий – своеобразных "фиксаторов времени” и т.п., такие выводы делали Дж. Вуд , Дж.Хокинс и Дж.Уайт и др. Аналогии кромлеху находят и в тибетском ламаизма, где кромлех - кйилкхор олицетворяет собой мандалу . Также известно, что в Южной Индии известна магическая формула – "свяжи Солнце каменной цепью” . 

 Абхазские историки считают, что ритуалы похорон дольменной культуры у абхазо-адыгских народов включал обряд воздушного погребения . Предпологается, что поминальные обряды духа предков совершались перед фасадом дольмена или внутри кромлеховидных оград (отхары), и что дольменное захоронение было «вторичным» захоронением лишь крупных костей и черепов (неоднократно обнаруженные археологами внутри дольменов), оставшихся после первичных «воздушных захоронений» на деревьях .

Носители и происхождение культуры

Большинством учёных - исследователей (в том числе Б. А. Куфтин, Л. Н. Соловьев, Л. И. Лавров, Ш. В. Инал-Ипа и др.) сделан вывод , что данные дольмены построены далёкими предками абхазо-адыгских народов , которые (согласно выводов кавказоведа Л.И. Лаврова) заимствовали "обычай хоронить в дольменах" своих соплеменников у населения Средиземноморья в результате морских походов . 

 Явным образом прослеживается тесная связь дольменной культуры с предшествовавшей майкопской культурой , так как несколько самых древниих дольменов на Кавказе (III тысячелетия до н.э.) обнаружены под курганами относящимся к "новосвободненскому" этапу майкопской культуры .

Датировка культуры и этапы её развития

1-й этапДревнейший (ранний) . Соответсвует эпохе ранней бронзы, примерно конец IV тыс. дон.э. Особенности: возводимые Дольмены представляют собой монументальные (мегалитические) постройки, сложены из каменных плит и блоков или высеченные в скальном массиве, отверстий не имели, содержали от одного до трех покойников, положенных скорченно и густо засыпанных красной охрой (станица Новослободская, бассейн р. Кизинки), были местом захоронения родо-племенных вождей, были плиточными гробницами, первоначально покрывавшиеся насыпями из-за несовершенства конструкции. Дольмен «Усть-Сахрайский»— портальный, датируется последней четвертью 4-го тысячелетия дон.э., возможно первый в истории дольменной культуры Западного Кавказа. . 

Этап 2 — Эпоха расцвета. Датируется— 24-17 века дон.э. Особенности: появляются массовые захоронения в позе сидя, появляются огромные скопления дольменов («поляны») с сотнями построек, широкое распространение плиточных гробниц по всему Западному Кавказу, на востоке от ущелий реки Лабы и Кодора, на западе до Таманского полуострова, появляются составные и корытообразные дольмены. К этому периоду относится и группа из 40 подкурганных дольмена сочетающие погребальные и храмовые функции, местонахождение царские (серебрянные) кладбища Хашпека на р. Фарс у селения Мамрюкай, датируется воторой половиной 3 тыс. дон.э.  

Этап 3 — Последний (поздний). Датируется— начина с 17 века дон.э. Особенности: продолжают использовать плиточные дольмены, высекают дольмены-монолиты и корытообразные гробницы, среди которых получают распространение сооружения с ложными порталами, в конце периода появляются колодцеобразные гробницы, наряду с дольменами 2 этапа, появляются и распространяются изделия западнокавказского облика. 

 Традиция сооружать у погребального памятника некое подобие дромоса или дворика построенные предками абхазо-адыгских народов обнаружены на Боспоре ,датируется VII веком до н. э. (т.е. до греческой колонизации) , и даже сохранялась до позднего средневековья, так как зафиксирован Кондряковым Н.В. в позднесредневековых курганах расположенных близ аула Тхагапш и в бассейне р. Аше, Лазаревский район г.Сочи .

Незавершенные строительством дольмены свидетельствуют о внезапном исчезновении данной культуры, что вероятно свидетельствует о приходе либо иной религии, либо о вытеснении или покорении (ассимиляции) носителей дольменной культуры иными племенами.

Существует оригинальная гипотеза нескольких ученых (выдвинута— В.И.Марковин 1978, В.А.Трифонов 2001, Бианки А. М., 2010., Мелешко Б. В., 2010.)— о возможности одновременного возведения дольменных памятников разных конструкций, однако она пока не имеет поддержки.

Датировка по радиоуглеродному методу

Радиоуглеродный метод применен только 4 раза :

— Возраст угля перед входом в дольмен комплекса Псынако-1 определен в 2340±40 лет до нашей эры.
— Возраст костей из подкурганного погребения в Мильской степи Закавказья определен в 2530±120 лет до нашей эры.
— Возраст костей погребений Усть-джегутинского могильника определен в 2190±60 лет до нашей эры.
— Возраст угля из гончарного горна в Дегуакско-Даховском полелении дольменостроителей в 1980-х годах определен около 2070 лет до нашей эры.
Категория: Доисторическая Россия | Добавил: fredi (03.09.2012)
Просмотров: 1044 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Пятница, 26.04.2024, 14:21
Приветствую Вас Гость
Поиск
Друзья сайта
ПОРНО БЕСПЛАТНО Вам Скучно? То гда Вам Сюда!
  • МЕГА СБОРНИК САМОДЕЛОК
  • ОНЛАЙН ТЕЛЕВИДЕНИЕ
  • ОНЛАЙН РАБОТА
  • БРОНЕ ТЕХНИКА
  • Смотреть онлайн кино бесплатно
  • ИЗОБРЕТЕНИЯ И ИЗОБРЕТАТЕЛИ
  • МИР ОРУЖИЯ
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Самоделки
  • ВКУСНО С НАМИ
  • Блог о Все и не очем
  • Архив знаний
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Фотоальбомы
  • энциклопедия авиации
  • Игры Денди Sega Онлайн
  • Сделай сам
  • New Wiki
  • Энцеклопедия кораблей
  • Железнодорожный транспорт
  • Доисторическая Европа
  • Динозавры
  • Дирижабли
  • Цивилизация майя
  • Древний Восток
  • Скучать некогда
  • Читаем книги онлайн
  • Создай свой блог сам