Категории раздела
Карпато-Балканский регион [10]
Балканский неолит [30]
Балканы бронзового века [18]
Эгейская цивилизация [22]
Минойская цивилизация [25]
Минойская культура [6]
Археология на Крите [11]
Минойские святилища [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Доисторический Карпато-Балканский регион » Эгейская цивилизация

Микенская цивилизация

Является частью крито-микенского периода греческой истории. 

 В III — II тыс. дон.э. в Балканской Греции обитали пеласги , лелеги и карийцы , вся страна по словам Геродота называлась Пеласгией. Поздние греческие историки считали эти народности варварами , хотя в действительности их культура находилась на более высоком уровне развития (об этом свидетельствуют археологические данные), чем культура греков- ахейцев , вторгшихся на территорию Греции на рубеже III — II тыс. дон.э. Данные культуры, или одна из них, могли быть связаны с хронологически предшествующей культурой Винча 5—3 тыс. дон.э., южная граница которой находилась на севере Греции. 

 Все поселения раннеэлладской эпохи можно разделить на два вида— это цитадели (например, « дом с черепицей » в Лерне ), в которых проживали представители родоплеменной знати, и плотно застроенные посёлки (например, Рафина и Зигуриес ), заселенные, в основном, крестьянами-земледельцами. Все цитадели были окружены оборонительными сооружениями, которые присутствовали также в некоторых поселениях. 

 Помимо занятия земледелием, в раннеэлладский период возникает ремесло (гончарное, кузнечное), но численность ремесленников была мала и продукция обеспечивала местный спрос, но не исключено, что она также выходила за пределы отдельной общины. 

 Разделение поселений на цитадели и посёлки может говорить о начале классообразования во второй половине III тыс. дон.э. Цивилизация этого периода уже опережала в своём развитии другие европейские культуры, однако дальнейшему прогрессивному росту помешало передвижение племен по территории Балканской Греции.

 Возникновение первых ахейских государств

С приходом первой волны ахейских племен можно говорить о формировании греческой народности в начале II тыс. дон.э. В 1850 году дон.э. уже были построены Афины . 

 Археологические данные находок среднеэлладского периода (XX—XVII) говорят о некотором упадке культуры этого периода по сравнению с культурой раннеэлладского периода. В погребениях этого времени отсутствовали изделия из металла, вместо них вновь появляются каменные орудия , инвентарь таких погребений очень скуден и однообразен, скорее всего, это можно объяснить отсутствием классового расслоения общества. Также исчезают монументальные сооружения, хотя нельзя не отметить появление некоторых новшеств, таких как гончарный круг и боевая колесница . 

 Все поселения среднеэлладского периода располагались, как правило, на возвышенных участках и были укреплены, примером такого поселения является городище Мальти-Дорион в Мессении . В центре этого городища располагался дворец, к нему примыкали мастерские ремесленников, остальную часть составляли дома простых людей и складские помещения. 

 К концу среднеэлладского периода стал ощущаться культурный подъем в развитии цивилизации материковой Греции, возникают первые государственные образования, происходит процесс классообразования, проявляющийся в выделении прослойки знати, наблюдается значительный рост населения, связанный с успехами сельского хозяйства. Выросло количество, как мелких населённых пунктов, так и крупных городов. Период в истории Греции между XVI и XI вв. дон.э. принято называть микенской эпохой, по названию крупнейшего политического и экономического центра континентальной Греции— Микен , расположенного в Арголиде . 

 Вопросы об этническом происхождении носителей микенской цивилизации долгое время оставались одними из сложнейших, только после расшифровки линейного письма Б М. Вентрисом и Дж. Чедвиком утвердилось мнение, что это были ахейцы. Ахейцы, переселившиеся на Крит и острова Малой Азии около XVIв. дон.э., по-видимому, происходили от северных, фессалийских ахейцев. 

 Первые города-государства, образованные в XVIII—XVIIвв. дон.э.— Афины, Микены , Тиринф , Пилос — имели тесные культурные и торговые связи с Критом , микенская культура многое заимствовала от минойской цивилизации , влияние которой ощущается в культовых обрядах , светской жизни, художественных памятниках; несомненно, от критян было воспринято искусство постройки судов. Но микенской культуре были присуще только ей свойственные традиции, уходящие корнями в глубокую древность (по мнению А. Эванса , микенская культура есть только ответвление критской и лишена какой-либо индивидуальности), свой путь развития. Несколько слов можно сказать о развитии микенской торговли и внешних отношений с другими государствами. Так, ряд предметов, найденных в Египте и ранее считавшимися привезенными с Крита , теперь определяются как изделия микенских ремесленников. Существует гипотеза, согласно которой микенцы помогли фараону Яхмосу (XVIв. дон.э.) в его борьбе с гиксосами , а во времена Эхнатона ( XV в. дон.э.) в его новой столице Ахетатоне была распространена микенская керамика. 

 В XV—XIIIвв. дон.э. ахейцы завоевали Крит и Киклады , колонизировали многие острова в Эгейском море , основали ряд поселений в глубине территории Греции, на месте которых позднее взросли знаменитые античные города-государства— Коринф , Дельфы , Фивы . Этот период считается временем расцвета микенской цивилизации. 

 Ахейцы поддерживают не только старые критские торговые связи, но и прокладывают новые морские маршруты на Кавказ , Сицилию , в Северную Африку . 

 Основными центрами, как и на Крите были дворцы, однако важным отличием их от критских является то, что они были укреплены и представляли собой цитадели. Поражают собой монументальные размеры цитаделей, стены которых построены из необработанных глыб, достигающих в некоторых случаях веса до 12 тонн. Самой выдающейся, пожалуй, цитаделью является Тиринфская , вся оборонительная система которой была продумана с особой тщательностью для предотвращения всех неожиданных пагубных ситуаций.

Поэтические источники

Состояние эллинских обществ, ближайшее к историческому времени, обрисовано с замечательною яркостью и полнотою в так называемых гомеровских поэмах, Илиаде и Одиссее . Изображенное в них состояние общества содержит в себе все элементы дальнейшего развития Греции и составляет как бы исходный момент в образовании различных форм государственного устройства. Создание Илиады и Одиссеи относится к X—IXв. Воспетые в поэмах события отделены от времени составления поэм передвижением племён и народов в материковой Греции, последствием чего было основание малоазийских и островных колоний . Распределить содержащиеся в поэмах исторический материал по эпохам и периодам нет возможности; главная доля его принадлежит временам самого автора. Индивидуальный тип эллина, с его наиболее постоянными достоинствами и слабостями, с его верованиями и наклонностями установился уже в обществе времён Гомера. Положительных законов в этом обществе ещё нет; поэтому уклонения от нормы отношений в ту или другую сторону здесь чаще и менее чувствительны; однако, имеют большую силу исконные обычаи и установлены, охраняемые самими богами , а также общественное мнение. В обществе живут ещё обломки родового строя, особенно в семейных и частно-правовых отношениях; но городская община уже сложилась, в управление ею распределено между единоличным вождём, советом старейшин и народом. Экономическая зависимость иных вождей от народа, сила публичного слова, наличность ораторов , примеры критики, направленное против вождей ит.п., свидетельствуют, что уже в эту пору народ в городских общинах не был бесправной массой или безответным орудием других органов власти. Если от народа требуется покорность вождю, то и для вождя обязательны заботливость о народе, справедливость в решении дел, храбрость на войне, мудрость советов и красноречие в мирное время. Личные достоинства вождя— одно из необходимых условий почета со стороны народа и самого повиновения его требованиям. Дальнейший успех общественности состоял в том, что взаимные отношения властей приобрели большую определенность; понятие общего блага в государстве получило перевес над всеми прочими интересами; личные достоинства и заслуги перед обществом были главным правом на влияние и значение в государстве. Гомеровское общество далеко не однородно по своему составу: в нём различаются люди простые и знатные, кроме свободных есть рабы; в среде свободных наблюдаются различия по состоянию и роду занятий; взаимные отношения между господами и рабами носят на себе печать патриархальной простоты и близости; в отношениях мужчины и женщины замечается больше равноправности, чем это было в более позднее, историческое время. Поэмы Гесиода восполняют показания гомеровских песен об эллинском обществе в ту отдалённую пору.

Возвращение Гераклидов

Образованию городской общины в том виде, как она рисуется в Илиаде и Одиссее, с разнородным населением на определенной территории, со всеми особенностями государственного устройства, много содействовало передвижение эллинских племён, известное под именем возвращение Гераклидов или переселение дорийцев в Пелопоннес . Происходившее при этом смешение племён и объединение завоевателей и завоёванных в общей политической организации, жажда успеха и благоустройства на новых местах должны были ускорять переход от родового строя к территориальному, государственному. Следовавшее за передвижением дорийцев основание колоний в Малой Азии и на островах действовало в том же направлении ещё сильнее: новые интересы и новые отношения вызывали к жизни новые формы общественности. Передвижение эллинов, в котором главная роль принадлежала дорийцам, приурочивается к XI веку (с 1104г.); началось оно вторжением эпирского народа фессалийцев через Пинд в ту страну, которая в историческое время именовалась Фессалией . Эолийские туземцы были частью покорены, частью бежали на юг и дала своему местожительству название Беотии . Жившие у подножия Олимпа дорийцы двинулись сначала в ту область, которая впоследствии называлась Доридой , а оттуда часть их, вместе с этолийцами , через Коринфский залив переправлялась в Пелопоннес, до того времени занятый ахейцами и в северной части ионийцами . Только после продолжительной борьбы с туземцами дорийцы мало-помалу утвердились в Мессении , Лаконике , Арголиде , куда они проникли со стороны Аргосского залива , и в Коринфе . Ахейцы вынуждены были или покориться пришельцам на положении неполноправных обывателей, или, утратив свои племенные особенности, слиться с победителями воедино, или, наконец, сняться с насиженных мест. С этого времени название Ахаии получила северная полоса полуострова, откуда ионийцы бегали к своим соплеменникам в Аттику : прибрежную область заняли спасавшиеся от дорян ахейцы. Другая часть ахейцев покинула Пелопоннес и поселилась на острове Лесбос . С Коринфского перешейка дорийцы проникли в среднюю Грецию и здесь завладели Мегаридою . В Пелопоннесе удержались на своих землях, в политической независимости от дорийцев, жители Аркадии , а Елида досталась союзникам дорийцев, этолийцам. Ближайшими последствиями того же завоевания Пелопоннеса было и выселение ионийцев из Аттики и других областей на острова и малоазийское побережье, где возникло ионийское 12-градие ( Милет , Ефес , Фокея , Колофон и др.), и основание дорийцами, вышедшими преимущественно из Арголиды, шести городов ( Гексаполис ) на карийском берегу и на прилегающих к нему островах. С возвращением Гераклидов и основанием древнейших колоний, которые, в свою очередь, послужили метрополиями новых поселений, эллинская народность разместилась окончательно на постоянное жительство в Греции. Это событие составляет рубеж, за которым лежит царство легенды и мифа, а по эту сторону начинается историческое существование Греции, с общим именем эллинов.

Категория: Эгейская цивилизация | Добавил: fredi (16.08.2012)
Просмотров: 713 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Пятница, 26.04.2024, 14:28
Приветствую Вас Гость
Поиск
Друзья сайта
ПОРНО БЕСПЛАТНО Вам Скучно? То гда Вам Сюда!
  • МЕГА СБОРНИК САМОДЕЛОК
  • ОНЛАЙН ТЕЛЕВИДЕНИЕ
  • ОНЛАЙН РАБОТА
  • БРОНЕ ТЕХНИКА
  • Смотреть онлайн кино бесплатно
  • ИЗОБРЕТЕНИЯ И ИЗОБРЕТАТЕЛИ
  • МИР ОРУЖИЯ
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Самоделки
  • ВКУСНО С НАМИ
  • Блог о Все и не очем
  • Архив знаний
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Фотоальбомы
  • энциклопедия авиации
  • Игры Денди Sega Онлайн
  • Сделай сам
  • New Wiki
  • Энцеклопедия кораблей
  • Железнодорожный транспорт
  • Доисторическая Европа
  • Динозавры
  • Дирижабли
  • Цивилизация майя
  • Древний Восток
  • Скучать некогда
  • Читаем книги онлайн
  • Создай свой блог сам