Категории раздела
Карпато-Балканский регион [10]
Балканский неолит [30]
Балканы бронзового века [18]
Эгейская цивилизация [22]
Минойская цивилизация [25]
Минойская культура [6]
Археология на Крите [11]
Минойские святилища [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Доисторический Карпато-Балканский регион » Эгейская цивилизация

Ориентализирующий стиль
Протокоринфская ольпа с изображением животных и сфинксов. Ок. 650—630 гг. до н. э. Лувр

Ориентализирующий стиль , иначе протокоринфский стиль — художественное направление в вазописи Древней Греции VII в. до н. э. 

 Для этого стиля чернофигурной вазописи характерны заимствованные с Ближнего Востока мотивы с изображением грифов , сфинксов и львов . Характерен так называемый "страх пустого пространства", когда любой свободный промежуток заполнялся рисунком. Основным центром изготовления керамики в этом стиле был Коринф . Этот стиль был также популярен и у мастеров гончарного дела в Аттике .

Содержание

Коринфская керамика

Протокоринфская ойнохоя , Родос

Ранний протокоринфский стиль

Именно в Коринфе зародился стиль искусства, в том числе и вазописи, который позже исследователи назовут коринфским, или ориентализирующим, под влиянием импортированных из Востока тканей с красочными причудливыми узорами. Около 100 лет Коринф оставался единственным эллинским полисом, который доминировал на рынке керамики. Ранний период развития коринфской керамики называется протокоринфским и охватывает период 720—690гг. дон.э. Основными мотивами росписи были животные, например птицы и львы.

Зрелый протокоринфский стиль

Начало 7 века дон.э. стало настоящим прорывом в керамике, этот период называют зрелым протокоринфским стилем. Он развился в период 690—650гг. дон.э. Коринфские гончары основали технику чернофигурной керамики , что, несомненно, стало важным шагом вперед. Новый способ изготовления керамики заключался в нанесении силуэтов лаком, в точном моделировании фигур специальным инструментарием и обжиге вазы. Цветовые эффекты проявлялись только после обжига и извлечения сосуды из печи. Изначально рисунок был достаточно простым и выполнялся буквально несколькими штрихами, но со временем техника вазописи все более совершенствовалась. Примером прогресса вазописи является арибал «Борьба гоплитов » . Отделка вазы характеризуется отлично продуманной композицией, фигуры воинов выглядят действительно натуралистично, прогресс заметен не только в изображении фигур в движении, но и учете перспективы. Ковровый протокоринфский стиль распространяется и на миниатюрную керамику, теперь она также покрывается сплошным причудливым узором с изображением животных, а наполнение пустых мест происходит за счет привнесения цветочных мотивов.

Поздний протокоринфский стиль

Еще одним шагом в развитии коринфского стиля керамического искусства стал позднепротокоринфский стиль (650—640гг. дон.э.). Мастера этого периода переходят от выполнения фигурных сцен к технике их массового производства. Совершенствуются сами формы керамики, увеличиваются и размеры, чтобы изобразить крупных животных. Расширение рисунка ведёт к сокращению незаполненных участков на корпусе вазы, при этом возрастает и тщательность выполнения рисунка. Иногда всю композицию составляла детально прорисованное одно-единственное животное. Акцент делался на демонстрации природных особенностей животных. Так, пантера, которая от природы имеет удлиненное, грациозное тело, заменяет на вазах достаточно жесткого величественного льва, характерного для ранних периодов ориентализирующего стиля. Эти тенденции коснулись также архитектуры, когда на фризах кроме львов и быков также изображались пантеры и другие животные. Такая композиция стала почти стереотипной, а подобные орнаменты можно найти везде в скульптуре и архитектуре того периода.

Раннекоринфский стиль

Некоторые исследователи склонны выделять еще один период коринфской керамики— раннекоринфский стиль, или так называемый стиль «взрослого животного» (625—550гг. дон.э.). Развитие этого стиля было вызвано дальнейшим увеличением прямых контактов с Востоком, и как следствие, влияния восточной культуры на искусство Эллады . Этот период характеризуется созданием широких фризов, оформленных неестественно удлиненными фигурами животных, а также заполненных орнаментом. Гиперболизация декоративных элементов ведет к некоторой потере натуралистичности изображаемых фигур, впрочем сама техника выполнения рисунка чрезвычайно тщательная. Влияние на развитие этого вида керамики совершили ассирийские ткани с обильными узорами, а также, несомненно, изобретательность коринфских мастеров керамики. Среди изображаемых животных популярными были львы, барсы, дикие кабаны, быки, козы, впервые появились сирены (птица с человеческой головой) и другие гибриды (человек-дракон, человек-рыба). Определенный упадок Коринфской техники приходится на 6 век до нашей эры, он состоялся в связи с потерей конкуренции с гончарами Аттики, где ориентализирующий стиль уже был вытеснен чернофигурной вазописью.

Аттическая керамика

Протоаттическая чаша из терракоты

 Протоаттическая керамика

Период протоаттической керамики продолжался в период 710—675 годов дон.э., при этом переход от позднегеометрического стиля к протоаттичному прошел достаточно плавно. На начальном этапе эти стили даже сосуществовали друг с другом: среди чисто геометрических элементов— линий и зигзагов— появлялись примитивные фигуры мифологических животных, а также цветочные мотивы. Первый представитель переходного периода— вазописец Аналата , он первым предпринял попытку отойти от строгой симметрии геометрики. 

 Позже изображаемые фигуры животных и мифических существ становились все более натуралистичнишимы, постепенно вытесняя геометрические элементы. Расширяется ряд изображаемых существ: львы появляются рядом с сфинксами, пегасами, кентаврами, собаками, лошадьми, петухами, орлами. Изображаются также пары колесниц. В дополнение к животным появляются растительные мотивы, которые теперь оформляются в пальметты (орнаментальная растительная фигура). Орнамент заполняет всю поверхность вазы.

Черно-белый стиль

Этот период охватывает 675—650 гг. до н. э. Уже упоминавшийся вазописец Аналата стал творцом новой техники чернофигурной вазописи, внимание которой было приковано к человеку. Таким образом возникло совершенно новое поколение художников, и сами гончары отказывались от старой техники. Вырисовывая контуры фигур, художники в поисках средств достижения большей натуралистичности сознательно начинают использовать прорисовки черным по светлому фону. Хотя, как и раньше, техника оставляла в себе переплетение с предыдущими периодами, художникам черно-белой вазописи удалось добиться гораздо большего мастерства по сравнению с протоаттическими.

Так называемая Амфора Несса , вазописец Несса , 620—610 дон.э., Национальный
 археологический музей Афин

Расширилась и тематика росписи: появились сцены гонок на колесницах, батальные сцены и, как и раньше, мифологические существа. Постепенно техника чернофигурной вазописи становилась все популярнее. Оригинальность аттической керамики этого периода состоит в умении не столько изобразить ориенталистические элементы, сколько разместить их на корпусе сосуда. Несмотря на некоторое сходство с коринфской керамикой этого периода, исследователи все же исключают определяющее влияние Коринфской техники на аттическую. Всего за 20-30 лет аттические вазописцы настолько освоили технику чернофигурной вазописи, что смогли значительно повысить качество своих изделий.

Позднепротоаттический период

Позднепротоаттический период древнегреческой керамики длился с 650 по 610 годы дон.э. В это время оформление сосудов становится чрезвычайно изобретательным в сочетании с точностью вазописи. Впрочем красочность рисунка полностью исчезает, керамика становится черно-белой. Это связано с первыми попытками использовать вместо чернофигурной технику краснофигурной вазописи . 

 Начало этих преобразований ознаменовала собой амфора вазописцы Несса , найденная в Афинах и датируется 615 дон.э. Это монументальная ваза, изображающая сцену убийства кентавра Несса Гераклом и Персея, который прогоняет Горгону. Амфора Несса выполнена полностью в технике чернофигурной вазописи. Основной композиции вазы подчинены второстепенные растительные мотивы и фигуры птиц. В целом в технике этого периода также отмечается влияние коринфского стиля, однако он не является доминирующим.

 Родосская керамика

На острове Родос благодаря развитому производству и экспорту вина развился свой ​​тип керамики. Её расцвет приходится на 7 века до н. э. Наряду с вином родосская керамика была распространена во всем греческом мире. Характерными чертами Родосской вазописи было заполнение пространства корпуса вазы поясами, различными по тематике наполнениями— псевдогеометрическими элементами и животными, среди последних были распространены олени, сфинксы, птиц. Шеи ваз покрывались тесьмой орнаментов, внизу— в основном цветочными мотивами, остальная часть вазы покрывалась глазурью. Однако со временем, под влиянием коринфской керамики, однообразный фон занимал все меньше и меньше площади, уступая животному узору.

Категория: Эгейская цивилизация | Добавил: fredi (16.08.2012)
Просмотров: 889 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Среда, 24.04.2024, 20:53
Приветствую Вас Гость
Поиск
Друзья сайта
ПОРНО БЕСПЛАТНО Вам Скучно? То гда Вам Сюда!
  • МЕГА СБОРНИК САМОДЕЛОК
  • ОНЛАЙН ТЕЛЕВИДЕНИЕ
  • ОНЛАЙН РАБОТА
  • БРОНЕ ТЕХНИКА
  • Смотреть онлайн кино бесплатно
  • ИЗОБРЕТЕНИЯ И ИЗОБРЕТАТЕЛИ
  • МИР ОРУЖИЯ
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Самоделки
  • ВКУСНО С НАМИ
  • Блог о Все и не очем
  • Архив знаний
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Фотоальбомы
  • энциклопедия авиации
  • Игры Денди Sega Онлайн
  • Сделай сам
  • New Wiki
  • Энцеклопедия кораблей
  • Железнодорожный транспорт
  • Доисторическая Европа
  • Динозавры
  • Дирижабли
  • Цивилизация майя
  • Древний Восток
  • Скучать некогда
  • Читаем книги онлайн
  • Создай свой блог сам