Письменность диска
Фестский диск. Прорисовка
Существуют разные мнения о природе надписи на диске. Общепризнанна «лингвистическая» гипотеза, убедительно обоснованная Гюнтером Ипсеном и Вальтером Порцигом ( 1929 ). Этими же исследователями проведён комбинаторный анализ диска, уточнённый в 1960-е годы Эрнстом Грумахом .
Метод печати
Уникальность Фестского диска заключается, прежде всего, в том, что это, вероятно, самый ранний довольно длинный связный текст, набранный с помощью заранее изготовленного набора «печатей», каждая из которых могла использоваться многократно. Этот случай применения передвижных «литер» не имеет аналогов в эгейской культурной области. Можно обнаружить месопотамские параллели, но относящиеся к гораздо более позднему, новоассирийскому периоду (не ранее X века до н.э. ).
Направление печати и чтения надписи
Практически сразу после обнаружения диска было высказано предположение, что направление, в котором велось письмо, и направление чтения надписи— по часовой стрелке, от края к центру (как на стороне A , так и на стороне B ). Основные аргументы в пользу этой версии, ставшие впоследствии традиционными, были высказаны А. делла Сетой в 1909 году . В пользу левостороннего чтения высказался и Э.Мейер . Аргументы этих исследователей сводились к следующему:
- Знаки расположены более компактно по мере продвижения к центру диска— это говорит о том, что наносившему надпись приходилось их всё больше теснить в процессе печати.
-
Иероглифы, изображающие людей и животных, в основном ориентированы вправо— навстречу чтению, как это принято в большинстве известных иероглифических систем.
- Начало надписи обозначено вертикальной линией с несколькими кружками, надпись раскручивается не равномерно, как это было бы при печати от центра к краям. При завершении первого оборота, надпись «упирается» в своё начало и «перескакивает» на второй виток, что возможно только при скручивании спирали.
-
В тексте можно выделить штрихи, нанесённые от руки, без помощи «печатей». Их назначение точно неизвестно. В санскрите так обозначались вирамы . Вирамы использовались в слоговом письме и ставились у последнего символа в слове, указывая, что в открытом слоге типа СГ (согласный-гласный) читается только согласный звук. Некоторые исследователи считают штрихи строфоделителями или знаками, разделяющими предложения. В любом случае, наиболее вероятное положение штрихов— у последнего знака в слове.
-
Оттиски на глине глубже с левой стороны. Это означает, что они наносились левой рукой, что возможно только при направлении печати справа налево. В противном случае мастер заслонял бы себе напечатанный текст и не смог бы контролировать высоту строки и интервалы между знаками.
Приведённые соображения достаточно убедительно доказывают, что надпись читается от краёв к центру диска. В наше время этого мнения придерживается большинство исследователей. Одним из наиболее авторитетных противников этой версии был Артур Эванс , однако впоследствии он пересмотрел свою точку зрения и согласился с доводами А. делла Сеты .
Тип письменности
При исследовании письменности Фестского диска общеприняты следующие обозначения:
-
сторона
A
(условно «лицевая») содержит 123 или 124 знака в 31-м поле (
A1-A31
);
-
сторона
B
(условно «обратная») содержит 119 знаков в 30 полях (
B1-B30
);
- различные знаки нумеруются по системе, предложенной Эвансом, от 01 до 45.
В некоторых исследованиях номера полей обозначаются римскими цифрами , в отдельных русскоязычных публикациях стороны обозначаются буквами А и Б .
Таким образом, общее число знаков 242 или 243, из которых 45 различны.
В среднем каждый знак повторяется по 5—6 раз. Согласно Ипсену и Порцигу, такое большое число повторений говорит о том, что знаки не могут обозначать слова, а само письмо не может быть логографическим . С другой стороны, для алфавитного типа письма сообщение содержит слишком много различных знаков. Следовательно, можно утверждать, что письменность Фестского диска слоговая (силлабическая) и каждый символ обозначает слог открытого типа (по аналогии с некоторыми хорошо изученными письменностями Средиземноморья). С увеличением объёма текста прирост новых знаков быстро убывает, и общий объём силлабария , вероятно, составляет 50—70 знаков.
В таком случае поля представляют собой слова, и для письменности характерно использование словоразделителей (параллель с некоторыми системами письма Малой Азии ).
|