Категории раздела
Доримская история Италии [14]
Доисторическая Сардиния [14]
Мегалиты Сардинии [4]
Народы древней Италии [9]
Италийские народы [24]
Италийские языки [11]
Оски [5]
Лигуры [4]
Этруски [6]
Этрусские города [15]
Захоронения этрусков [2]
Искусство этрусков [9]
Этрусская мифология [17]
Этрускологи [9]
Этрусский язык [9]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Доримская история Италии » Искусство этрусков

Этрусское искусство

null

Этрусское искусство охватывает период IX—IIв. дон.э.

Содержание

Характеристика

Первые памятники культуры этрусков относятся к концу IX- началу VIIIв. дон.э. Цикл развития этрусской цивилизации завершается ко IIв. дон.э. Рим находился под её влиянием до Iв. дон.э. 

 Этрусская цивилизация носила преимущественно городской характер. Города с мощными стенами стояли недалеко друг от друга вдоль долин рек Тибр и Арно : гг. Ареццо , Кортона , Клузиум , Перузия , а также богатые и сильные Черветери и Тарквиния . Они долго сохраняли архаические культы первых италийских поселенцев и проявляли особенный интерес к смерти и загробному миру. Поэтому этрусское искусство значительно было связано с украшением гробниц, причем исходя из концепции, что предметы в них должны сохранять связь с реальной жизнью .

Саркофаг, ок. 150—130

Гробница имела форму дома, была подобием дома или даже самого человеческого тела. С помощью гробницы или урны умерший мог снова продолжить свое существование .

Влияние греческого искусства чувствуется почти все время развития этрусской культуры. Но оно сводится к внешнему воздействию, затрагивая главным образом внешние формы— столь разным было мировоззрение обеих культур. «Искусство, заботящееся прежде всего об отдалении смерти, относится не столько к религии, сколько к предрассудкам, но поскольку предрассудки— это темное простонародное суеверие, то этрусское искусство никогда до конц не утрачивает своей связи с повседневной жизнью. Иными словами, это не искусство, являющееся завершением целой культуры— например, классической, а порождение практической, будничной жизни, той самой, для которой как раз и характерен страх перед смертью, от которой приходится как бы ограждать себя изо дня в день. По этой же самой причине этрусское искусство носит глубоко натуралистический характер. Более того, именно в отношении этрусского искусства впервые можно применить этот термин. Оно натуралистично в силу того, что целью борьбы за спасение от смерти является материальная реальность сущего или по крайней мере его подобие, в силу того, что путем искусства действительность обретет продолжение, хотя и в ужасающем окружении нереального и небытия. Этим объясняется, почему этрусское искусство, хотя и широко прибегает к использованию форм греческого искусство, является по сути антиклассическим . Более, того, оно является первоисточником антиклассического течения, которое широко разовьется в римском искусстве, проникнет в Средневековье, в более поздние эпохи и станет постоянной или весьма частой антитезой столь же постоянного и весьма частого тезиса классического „идеализма"»  .

Архитектура

Архитектура этрусков была достаточно развита. Лучше всего сохранились стены, окружавшие этрусские города, и гробницы.

Храм в этрусской цивилизации большого значения не имел. С древнейших времен в религиозных обрядах этруски использовали открытые святилища, храмовое строительство началось позднее. Самое раннее одноцелловое сооружение датируется первой половиной VI века дон.э. Свои святилища этруски строили из дерева и глины— поэтому они не сохранились, и восстанавливаются на основе трактата Витрувия и терракотовых урн в форме храма .

Реконструкция этруского храма
Реконструкция храма в акрополе Козы, около 100г. дон.э.

Храм строился на высоком основании с низкими колоннами, по своим формам отдаленно напоминал дорический храм. Центральная целла была чуть больше боковых, портик поддерживали два ряда колонн. Крыша покрывалась черепицей. По краям кровли помещались антефиксы . На фризе изображались сначала группы богов или людей, позднее— цветочный орнамент. Вся терракотовая отделка раскрашивалась в яркие цвета. 

 Простые здания венчали обильные и ярко раскрашенные терракотовые украшения— антефиксы и фигурные рельефы , которые скрывали и защищали верх деревянных столбов, а также акротерии , постепенно развивавшиеся от простых форм до скульптурных композиций и групп на гребне двускатной крыши . При строительстве храмов этруски редко использовали камень, только в основании храма— подиуме. 

 Лучше всего строительный талант этрусков проявлялся в сооружении городских стен и ворот. Упомянем стены и ворота Перузии и Волатерры . В VIII—VI веке дон.э. для сооружения ложных сводов и арок использовалась каменная кладка, настоящий цилиндрический свод начал сооружаться в период эллинизма. Самое древнее этрусское укрепление— земляной вал в Поджио-Буко (VII век дон.э.). 

 Они были мастерами обработки и плотной пригонки друг к другу камней из местной мягкой породы. Выдающимся достижением этрусской архитектуры является принцип плотной подгонки каменных блоков и их опоры друг на друга, на котором основывается система арочного и сводчатого перекрытия. Арочный свод станет и основным элементом римской архитектуры . 

 Главные этрусские гробницы находятся в Орвьето , Тарквинии, Кьюзи , Черветери . Своих мертвецов этруски обычно хоронили прямо в земле. Наверху делалась земляная насыпь конической формы, основание которой окружалась камнями. После отказа от кремации этруски стали захоранивать усопших в гробницах. Есть и скальные захоронения, например, в Соване. Они обычно состоят из нескольких помещений с плоской или двускатной крышей, иногда в виде «толоса». Для прочности перекрытия поддерживаются обтесанными опорами. Стены часто украшались живописью. В гробнице с расписными рельефами в Черветери опоры украшены терракотовыми полихромными рельефеми, изображащими животных, оружие . 

Дома в Этрурии возводились из необожженного кирпича, фундамент складывали из речных камней. Дома, скорее всего, были одноэтажными. Этруски использовали плоскую и изогнутую черепицу.

 В Сутри сохранился этрусский амфитеатр , вырубленный в скале.

Живопись

Самое любопытное в этрусских фресках то, что они вообще сохранились. Этому поспособствовала традиция этрусков украшать ими стены высеченных в скалах гробниц . По стилю живопись этрусков пересекается с вазописью. Встречаются и росписи жилых домов. Самая древняя из них датируется VI веком дон.э. 

 Этруская живопись тесно связана с погребальной архитектурой. По технике она— разновидность фрески. Тематика— сюжеты из земной жизни покойника: обрядовые сцены с музыкантами, танцорами, гимнастами, изображения охоты и рыбной ловли, мифологические сюжеты (из греческой вазописи или выполненные приезжими из Греции художниками). Назначение этих изображений предопределяет их натурализм— акцентирование мимики изображаемых персонажей, усиление цветовой насыщенности. Яркостью художники стремятся победить темноту гробницы, сделать так, чтобы покойник «увидел» изображения, для этого их усиляют, делают «погромче». Художественное начало отходит на второй план, фигуры четко выделятся на фоне, контуры очерчены уверенно, жесты преувеличены, краски усилены. В Vв. дон.э. усиливается влияние греческой классики: контуры утончатся и способствуют выявлению пластической формы, цвета становятся менее жесткими и разнообразными, движения фигур— свободными. Дух тем не менее прежний— вымысел заменяет утраченную действительность . 

 Фрески обнаружены в гробницах Вей и Черветери, но крупнейшим центром росписи был город Тарквиния. Небольшая гробница Уток показывает, что уже в VII веке дон.э. этруски украшали гробницы росписями. Стиль фресок копирует геометрический стиль вазописи. В гробнице Кампана в Вейях изображен юноша на лошади, которую ведет мужчина, остальное пространство заполнено орнаментом , фигурами животных и мифологических чудовищ. 

Большая часть росписей выполнена в технике фрески. Стены увлажнялись, покрывались штукатуркой, затем заостренной палочкой делался набросок, контуры обводились краской. На ранних фресках голова и ноги расположены в профиль, а плечи— анфас.

 Одна из первых фресок появилась в гробнице Быков (540—530 годы дон.э.). Здесь расписана одна стена напротив входа. Под фронтоном изображение двух быков, также помещены эротические сцены. На главной панели сцена из греческого эпоса— Ахилл поджидает в засаде сына царя Трои Приама . 

С этого периода появляется много прекрасных росписей: в гробнице Авгуров, Жонглеров, Барона, Охоты и Рыбной Ловли. Среди красивейших фресок этого периода— фрески в гробнице Триклиния, датируемой 470 годом дон.э. Слева и справа от дверного проема фигуры всадников, на стене напротив двери— изображение трех пиршественных лож. На боковых стенах помещены пять танцоров и музыкантов. Жесты фигур гармоничны, движения изящны.

 Росписи позднего классического периода (IV век дон.э.) отличается сменой сюжетов и техники работы. Показана перспектива , позы продуманны, фигуры умело прописаны. Примером таких росписей служат росписи из гробницы Голини. На смену весёлости приходит меланхолия. Новое чувство выражено во взгляде женщины из семьи Велка в гробнице Орка. Мрачное настроение сохраняется и в эллинистический период . Одна из последних расписанных гробниц— гробница Тифона в Тарквинии. Тело Тифона напряжено, оно написано с большим мастерством, что соответствует эллинистической традиции.

Канопа (погребальная урна). VI в. до н.э.

Скульптура, хотя на ней также лежит отпечаток этой эсхатологической концепции, по-другому связана с миром мастерства и ремесел, с реальным миром этрусского общества . Помимо культа умерших пластика имела и другие функции— существовала крупная декоративная пластика, мелкая пластика для обстановки дома, украшения. Погребальная скульптура существовала в виде канопов (урна с крышкой в виде головы) и саркофагов . 

 В период Вилланова преобладали повторяющиеся геометрические узоры, которые помещались на терракотовые и бронзовые изделия. Ориентализирующий период , начавшийся в VII веке дон.э., принес в Этрурию широкое разнообразие изделий Греции и восточного Средиземноморья. Воздействие было очень сильным. Этруски копировали, усваивали, смешивали орнаменты, пока эта смесь сама не стала стилем.

 Но одна форма скульптуры VII века дон.э. была достижением местных мастеров— это погребальная урна из глины или бронзы с крышкой в виде человеческой головы, или канопа. Приблизительно в это же время появились скульптурные изваяния. Около 600 года дон.э. в Этрурии начался архаический период , продолжавшийся до 475 года дон.э.

 К VIIв. дон.э. восходят канопы из Клузиума . Сосуд воспроизводит человеческое тело, разумеется схематически. Руки изображаются ручками, голова на крышке повторяет своеобразную маску или портрет покойного. Материал— терракота или металл. Эта пластика относится к древнейшей в
Средиземноморье— судя по упрощенному характеру изображения и грубо намеченным чертам лица .

Каменная cкульптура

Каменные скульптуры создавались как надгробные памятники. В течение VI века дон.э. этруски усвоили дух греческой вазописи, однако искусство городов Этрурии оставалось индивидуальным, в особенности это касалось каменных барельефов .

Бронзовая cкульптура

Наибольших успехов этруски достигли в работе с бронзой . В Кампании делались бронзовые урны, украшенные фигурками. Бронзу использовали при изготовлении мебели и колесниц, ларцов, зеркал.

Терракотовая cкульптура

Терракотовые изделия этрусков также были на высоком уровне. Примечателен саркофаг из Черветери 520 года дон.э., украшенный изваянием супружеской пары. Настоящим шедевром является группа из четырех статуй в Вейях, датируемая 500 годом дон.э. 

 В VIв. дон.э. появляется влияние архаической ионийской скульптуры. Вулка (единственный известный по имени этрусский скульптор архаики), либо кто-то из его окружения, создал терракотового Аполлона из Вей , который служил наружным украшением храма. Ионийское влияние сказывается в тонкой проработке фактуры, отлично взаимодействующей со светом. Возникают более резкие светотеневые контрасты— благодаря новому принципу постановки фигуры. Капитолийская волчица также характеризуется ионийским влиянием: тонкая проработка тела, но стилизованная передача шерсти, градации в игре света и тени. В Vв. дон.э. Химера из Ареццо демонстрирует усиление ионийского влияния, которое переходит в свою противоположность благодаря усилению лаконичности и экспрессивности .

Саркофаги

Наиболее оригинальное создание этрусской скульптуры— саркофаги, обычно терракотовые . Крышка урны изображается в виде ложа для симпосия , на ней изображалась полулежащая фигура усопшего, часто вместе с супругой. Фигуры, особенно лица, имеют большое портретное сходство. Это сходство постепенно становится все более натуралистичным и откровенно нескромным. Физические недостатки, черты болезни или старости— изображаются без прикрас, однако и без типичного для эллинистического натурализма интереса к курьезному .

С IVв. дон.э. связь между эллинистическим и этрусским искусством заметна в тематике и стиле фронтальных рельефов саркофагов. Однако натурализм этрусской портретной статуи вызван стремлением к перегрузке образа деталями, наделению его телесной реальностью, материальностью. Жизненность покойника подчеркивается максимально, поэтому он изображен в момент пира. Портретируемый находится по ту сторону категорий прекрасного и безобразного, которые так заботили его современников, александрийских скульпторов. В этрусском портрете нет признаков психологических поисков. Единственная забота— жизненность и осязательность бытия. Это заметно в поздней статуе— «Ораторе»: ему присуще уже римское достоинство при наличии типичной для поздней этрусской культуры меланхолии и тревоги .

Категория: Искусство этрусков | Добавил: fredi (14.08.2012)
Просмотров: 1088 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Пятница, 26.04.2024, 07:46
Приветствую Вас Гость
Поиск
Друзья сайта
ПОРНО БЕСПЛАТНО Вам Скучно? То гда Вам Сюда!
  • МЕГА СБОРНИК САМОДЕЛОК
  • ОНЛАЙН ТЕЛЕВИДЕНИЕ
  • ОНЛАЙН РАБОТА
  • БРОНЕ ТЕХНИКА
  • Смотреть онлайн кино бесплатно
  • ИЗОБРЕТЕНИЯ И ИЗОБРЕТАТЕЛИ
  • МИР ОРУЖИЯ
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Самоделки
  • ВКУСНО С НАМИ
  • Блог о Все и не очем
  • Архив знаний
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Фотоальбомы
  • энциклопедия авиации
  • Игры Денди Sega Онлайн
  • Сделай сам
  • New Wiki
  • Энцеклопедия кораблей
  • Железнодорожный транспорт
  • Доисторическая Европа
  • Динозавры
  • Дирижабли
  • Цивилизация майя
  • Древний Восток
  • Скучать некогда
  • Читаем книги онлайн
  • Создай свой блог сам