Расселение славянских племён в IX веке
Литва́ — восточнобалтское племя, заселявшее в средние века юго-восточную часть современной территории Литвы и северо-западную часть современной территории Белоруссии .
Этимология названия
Мнения исследователей относительно происхождения этнонима « литва » расходятся. Высказывается, в частности, предположение о его связи с названием реки Литава (Lietava, приток реки Вилия (лит. Нярис) ) .
Литва (« литъва ») упоминается в « Повести временных лет », где этим словом в разных местах называется и племя, и страна— территория Литовского государства. В западноевропейских письменных источниках название « литва » ( Lituae ) впервые встречается в Кведлинбургских анналах в записи за 1009 год .
Согласно словарю Фасмера , русское название « литва » восходит к древнерусскому « литъва ». По мнению автора, это слово было заимствовано из литовского « Lietuva »(« Литва ») .
История
В I тысячелетии дон.э. и в первой половине I тысячелетия н.э. будущий ареал литвы был частью обширной территории культуры штрихованной керамики , оставленной одним из древних племенных образований балтов. В археологии литва известна по так называемым восточно-литовским курганам , для которых характерны погребения с лошадьми.
В период с середины V века по середину VI века в Прибалтике (Мазуры, Пруссия, Самбия, Восточная и Центральная Литва) происходят резкие изменения в материальной культуре и погребальных обрядах, социальной структуре населения. Эти изменения связывают с появлением групп хорошо вооружённых и организованных людей— ветеранов гуннских войн, вероятно воинов Аттилы . К ним присоединяются группы готов , герулов и представители других племен. В погребальной обрядности происходят серьёзные изменения, на смену ингумациям приходят кремации . Пришельцы осваивают новые земли, создают дружины, создают систему межплеменных связей. Формируется так называемая Ольштынская группа , памятники которой датируются последней четвертью Vвека. Все эти процессы приводят к формированию раннесредневековой прусской культуры . В письменных источниках хорошо освещено так называемое «возвращение на родину герулов».
Ф.Д.Гуревич отмечала отсутствие преемственности в древности из курганов восточнолитовского типа в Верхнем Понеманье между городищами IV и Vвв. Известно, что наиболее поздние из верхненеманских городищ со штрихованной керамикой имели развитую систему укреплений, не свойственную более ранним памятникам, свидетельствующую о возросшей опасности нападения извне. Многие древние городища были уничтожены огнем.
В VII—VIIIвеках на значительной части литовской территории обряд кремации становится господствующим, все более распространяясь на западные районы; исключение составили регионы жемайтов . Позднее появляются также погребения с конями
Территория литвы отчетливо выделяется среди соседних балтских племен. В неё входят такие исторические литовские территории, как Дзукия , Аукштайтия и, отчасти, Судавия , а также часть северо-восточной территории Белоруссии . Основной территорией расселения племени был бассейн Вилии (Нярис) с её правыми притоками Швентойей , Жейменой . В нижнем течении Няриса (Вилии) и на правобережье Швянтойи литва соседствовала с аукштайтами . Северо-западными соседями литвы были жемайты и земгалы , на севере— латгалы , их рубеж примерно соответствовал современной границе между Литвой и Латвией .
На востоке ареал литвы достигал верховьев Дисны (левого притока Западной Двины ), оз. Нарочь , верхнего течения р. Вилии (Нярис). Здесь литва соприкасалась со славянскими кривичами . Далее на юге граница расселения литвы , охватывая бассейн Меркиса , достигала Немана и поднималась по его течению до низовьев Няриса (Вилии) . Южными и юго-западными соседями были ятвяжские племена , на чьи восточные окраины все чаще проникали представители восточно-славянских племен .
Со 2-ой половины X века приходит активная славянская колонизация ятвяжских земель, лежащих далеко на север от Киевской земли в верховьях Немана , где возникают славянские поселения ( Гродно , Новогрудок и другие). По мнению некоторых историков , это было связано с принятием на Руси христианства и уходом части языческого славянского населения в лесные районы Понеманья. В бассейне Немана и происходила встреча славян и балтов. В восточной части ареала проживания ятвягов черезполосно возникают славянские поселения.
В это же время на землях соседей— полоцких кривичей — появляются новые укреплённые города-замки Менск и Изяславль . В первой половине XIв. предпринимается ряд военных походов русских князей на литву . Вскоре в русских летописях литва начинает упоминаться как данник Руси .
В XII веке складываются феодальные отношения, литва поначалу зависит от Полоцка , но с 90-х годов XII века , уже Полоцкое княжество зависит от литовских феодалов, а с середины XIII века , как и Минское княжество , находится в составе Великого княжества Литовского .
Литва в исторических источниках
Фрагмент рукописи Кведлинбургских анналов (1009) с первым упоминанием о Литве
Первое упоминание о Литве сохранилось в Кведлинбургских анналах под 1009 годом , когда миссионер Брунон Бонифаций был убит на границе Руси и Литвы:
Св. Бруно, архиепископ и монах, нареченный Бонифацием , в 11-ый год своего обращения был обезглавлен язычниками на границе Руси и Литвы, и вместе с 18 своими последователями вознесся на небеса 9 марта.
Оригинальный текст (лат.)
Sanctus Bruno, qui cognominatur Bonifacius, archiepiscopus et monachus, XI suae conversionis anno in confinio Rusciae et Lituae a paganis capite plexus, cum suis XVIII, VII. Id. Martii petiit coelos.
|
В Киевской летописи записи о Литве начинаются с 1040 года:
Под 1190 годом есть запись о походе Рюрика Ростиславича на Литву:
« Ростислав же … вборзе еха к отцю в Вручий . Отец бо его бяше пошел на Литву и бысть в Пинески у тещи своея и у шюрьи своея, тогда бо бяше свадба Ярополча. И бысть тепло и стече снегъ и не лезе бо имъ доити земли ихъ и възратишася въ свояси».
В Новгородской первой летописи записи о Литве начинаются с 1184 года:
Въ лѣто 6691 [1183]… На ту же зиму бишася пльсковици съ Литвою, и много ся издѣя зла пльсковицемъ.
Въ лЂто 6706 [1198]. … Изяслав бяше посаженъ на Лукахъ княжити и от Литвы оплечье Новугороду , и тамо преставися; … На ту же осень придоша полочяне съ Литвою на Лукы и пожьгоша хоромы, а лучяне устерегошася и избыша въ городЂ.
Въ лЂто 6708 [1200]. Ловоть възяша Литва и до Налюця , съ БЂлее до Свинорта и до Ворча середу; и гнашася новгородьци по нихъ и до Цьрнянъ, и бишася с ними, и убиша Литвы мужь 80, а новгородьць 15…
Въ лЂто 6718 [1210]. Новгородьци угонивъше Литву въ Ходыницихъ, избиша съ князьмь Володимиромь и с посадникомь Твьрдиславомь .
Въ лЂто 6721 [1213]. Въ Петрово говение изъехаша Литва безбожная Пльсковъ и пожгоша: пльсковици бо бяху въ то время изгнали князя Володимира от себе, а пльсковици бяху на озЂрЂ; и много створиша зла и отъидоша.
Генрих в Хронике Ливонии описал этот набег как поход на Псков войска Лембиту и эстов (жителей Сакалы и Вильянди — территории западнее эстонского оз. Выртсъярв ).
О литвинах ( Lethones , Litowini ) Генрих Латыш впервые упомянул в Хронике в связи с событиями февраля 1185 года, когда
«литвины, разорив Ливонию, весьма многих увели в рабство» .
В 1203 году литвины с князем Герцике Всеволодом подступали к Риге . Более подробно Генрих описал нападение тевтонов и семигалов в 1205 году на большой конный отряд литвинов, возвращавшихся с добычей из похода на эстов. В 1216 году литвины были призваны полоцким князем Владимиром для похода на тевтонов, не состоявшегося из-за внезапной смерти Владимира. В 1221 году литвины были союзниками новгородцев и в походе на тевтонов дошли до Гауи.
Много сведений о литве содержится в Галицко-Волынской летописи . В ней первое упоминание о литве относится ко времени около 1210 года, когда литва и ятвяги воевали в Червенской Руси . Около конца 1219 года несколько отрядов литвы нанялись на службу к волынским князьям .
По версии краковского каноника Яна Длугоша , литовцы произошли если не от римлян, то от италиков, из Италии переселившихся в северную страну. После окончательного присоединения Жомойтии к Литве ( Мельнский мир 1422 года) версия Длугоша была использована Гаштольдами и развита в легендарных Хрониках :
«А в то время, где Кернус правил, на Завилейской стороне люди его за Вилией осели и играли на трубах дубасных. И прозвал тот Кернос берег языком своим римским, по латыни Litus, где себя люди множат, а трубы, что на них играют, tuba, и дал имя тем людям своим на латыни, сложив берег с трубой, Listubania. А простые люди не умели говорить по-латински и начали называть просто Литвою. И с того времени начал себя звать народ Литовским и множиться от Жомойтии».
В этих Хрониках было подчёркнуто значение Новогрудка , которым в первой половине XVI века управляли Гаштольды, заинтересованные в прославлении своего рода.
Части или вариации этих легенд нашли отражение в трудах Мацея Стрыйковского , В.Н.Татищева , М.В.Ломоносова и получили развитие у последующих историографов.
В Лаврентьевской летописи , известной с конца XVIII века благодаря деятельности Мусина-Пушкина , содержится упоминание о литве как этносе:
Въ афетовї же части сѣдить русь . чюдь. овсиязыцѣ мерѧ мурома. всь. мордва. заволочьскаячюдь. пермь. печера. ямь. югра. литва . зимигола.корсь. сѣтьгола. либь.лѧховѣ же и пруси. и чюдь. присѣдѧть к морю вѧрѧскому …
В поздней и ненадёжной Хронике Быховца язык легендарных литовских князей называется итальянским, и отличавшимся от языка людей именовавшихся литвой .