Магн Аврелий Кассиодор
Флавий Магн Аврелий Кассиодор ( лат. Flavius Magnus Aurelius Cassiodorus Senator , около 487 , Сцилациум , Калабрия — около 578 )— выдающийся римский писатель и учёный, государственный деятель во время правления Теодориха Великого , короля остготов в Италии.
Биография
Кассиодор родился в знатной семье сирийского происхождения. С юных лет изучая право, он пошёл по стопам отца, который состоял на государственной службе и занимал должность префекта Сицилии . В молодости Кассиодор некоторое время работал под началом отца, затем с 507 по 511 гг. был квестором .
Его карьера стремительно развивалась— в 514 г. он был назначен консулом , а между 523 и 527 гг., сменив казнённого Боэция на посту магистра двора ( лат. magister officiorum ), занимался учётом документов и составлением официальных писем. Литературные таланты Кассиодора нашли признание у его современников, и всякий раз, когда он прибывал в Равенну , столицу остготского государства, ему поручалось составление важных официальных документов. В 526 г., после смерти Теодориха Великого, Кассиодор получил высокий пост префекта претория ( лат. praefectus praetorio ) Италии , что стало пиком его карьеры. Он сохранял эту должность вплоть до начала войны остготов с Византией вследствие мятежа Теодахада — последние составленные Кассиодором документы датируются эпохой короля Витигиса . Преемник Кассиодора был назначен в 540 г. императором Юстинианом после восстановления контроля над Римом.
Вторую половину 540-х— первую половину 550-х годов Кассиодор провёл в Константинополе . В 555 году он возвратился в Италию и основал в своём поместье в Брутии монашескую общину, названную им «Виварий», ставшую впоследствии одним из трёх важнейших центров распространения культуры и образования в Раннем Средневековье. В области обустройства монастырской жизни Кассиодор развивал идеи Бенедикта Нурсийского , считая, что первой обязанностью монахов должен быть не физический труд, а забота о своём умственном и духовном развитии. По мнению Бенедикта, монах должен совмещать физический труд и душеполезное чтение (Правило 48 его Устава). Кассиодор же говорит о необходимости научных занятий для монаха-бенедиктинца .
Труды
- Толкование псалмов ( лат. Expositio psalmorum ).
- История в трёх частях ( лат. Historia ecclesiastica tripartita )— изложение событий от начала времён и до современных Кассиодору.
- История готов ( лат. Historia Gothorum , между 526 и 533 ). Сохранилась в укороченном и переложенном виде в сочинении Иордана «О происхождении и деяниях гетов».
- История рода Кассиодоров ( лат. Ordo generis Cassiodorum ).
- О душе ( лат. De anima , 540 ).
- Об орфографии ( лат. De orthographia ).
- Разное ( лат. Variae , 537 )— сборник официальных писем и эдиктов эпохи Теодориха Великого.
- Основы божественных и светских наук ( лат. Institutiones divinarum et saecularium litterarum ) (среди прочего содержит ценную главу о музыке).
- Хвалитные ( лат. Laudes ).
- Хроника ( лат. Chronica , окончена в 519 )— изложение мировой истории.
- Наставления о духовном и светском чтении — наиболее позднее произведение из всего литературного наследия Кассиодора Сенатора.
- Институции — носят в основном библиографический характер. Они начали играть роль обазцового каталога для монастырских библиотек, которая им была суждена в последующие столетия. В течение почти всего Средневековья первая книга «Институций» исполняла функцию пособия для комплектования монастырских библиотек.
Сочинения Кассиодора не были забыты и в эпоху Возрождения, став своеобразным мостом между наследием античности и новой европейской культурой. Творчество Флавия Марка Аврелия Кассиодора Сенатора— не только страница поздней римской истории и литературы, но также ценнейший источник для изучения как истории Рима, так и Италии в целом на заключительном этапе развития античной цивилизации.