Церковь Сен-Жюльен-ле-Повр
Церковь Сен-Жюльен-ле-Повр ( фр. Église Saint-Julien-le-Pauvre ) – парижская приходская церковь греко-католиков мелькитского толка и один из старейших и самых миниатюрных храмов Парижа . Перестроенная в готическом стиле в XIII веке, церковь располагается в Пятом округе Парижа на левом берегу реки Сена , всего лишь в 500 метрах от Музея Средневековья (Клюни) неподалеку от станции метрополитена Мобер — Мютюалите ( фр. Maubert — Mutualité ). В том же городском квартале что и церковь находится сквер Рене Вивиани .
Являясь изначально религиозным сооружением Римско-католической церкви , церковь Сен-Жюльен-ле-Повр строилась поэтапно с XII по XIX столетие, и в 1889 году была передана Мелькитскому патриархату Восточнокатолических церквей . Её исходная планировка неоднократно претерпевала изменения, и здание, которое мы видим в наши дни, существенно меньше в размерах, чем первоначальное сооружение.
Название
Церковь названа в честь двух французских средневековых святых, имеющих одинаковые имена: епископ Иулиан Ле-Манский и некая персона из исторической провинции Франции Дофине . "ле-Повр" в названии указывает на Иулиана Ле-Манского, чьё служение бедным считается образцовым.
История
Римско-католическая церковь
Церковь Сен-Жюльен-ле-Повр возникла на месте либо приюта паломников эпохи Меровингов , либо старой церкви, сооруженной в VI веке. Самое первое упоминание этого сооружения найдено в трудах епископа Тура Григория , жившего здесь во времена правления Хильперика I , короля Нейстрии . Она была упомянута им в 582 году в числе шести базилик Меровингов.
Возведение нового здания началось в 1165 – 1170 годах , под влиянием строительства либо Собора Парижской Богоматери , либо церкви Сен-Пьер-де-Монмартр . Строительство велось при поддержке монашеской общины коммуны Лонпон аббатства Клюни , их предприимчивость позволила возвести хоры и, по всей видимости, неф (около 1210 – 1220 годов). Историк и летописец XVI века Этьенн Паскье отмечал, что это здание имело отношение к Парижскому Университету , поскольку в его стенах проходили собрания Факультета богословия и искусств , а после разделения факультетов, только Школы искусств. Церковь служила местом встреч для лекторов и студентов, избегавших влияния епископата того времени и под её сводами в разное время собирались поэт Франсуа Вийон , и писатель Франсуа Рабле . Здесь проповедовал Фома Аквинский .
Все строительные работы на этом раннем этапе были завершены к 1250 году .
В 1651 году , после нескольких веков небрежного отношения, пришлось снести два пролёта нефа, а также был построен северо-западный фасад ; северный боковой придел был сохранен и его два пролёта использовали под ризницу . В 1653 году здание было продано парижской богадельне и больнице Отель-Дьё и его использовали как дочернюю капеллу соседней церкви Сен-Северина . Спустя еще более века, во времена Французской революции , здание попало в список под снос и ему был нанесён дополнительный ущерб, поскольку его использовали под склад. В 1826 году церковь Сен-Жюльен-ле-Повр была реставрирована под руководством архитектора Франца Христиана Гау и возвращена Церкви.
Мелькитская церковь
В 1889 году при Третьей республике здание церкви было передано мелькитской общине Парижа . Непосредственно перед этим были выполнены значительные реставрационные работы. Такое решение было раскритиковано жителями; к примеру, писатель Жорис Карл Гюисманс осудил внедрение нетрадиционных элементов в старинную обстановку района: "Такое навязывание Леванта в приходе Сен-Северина [...] абсолютно противоречит окружающей обстановке."
Дополнительные сведения
Церковь Сен-Жюльен-ле-Повр изначально была проектирована в консервативных традициях, доминировавших в эпоху правления короля Людовика VII . Единственная уцелевшая среди парижских приходов XII века, эта церковь никогда не была доведена до задуманного вначале внешнего облика: хоры должны были иметь высоту в три яруса, а верхний ряд окон, освещающих хоры представлял собой неполный трифориум ; неф предполагалось накрыть шестигранными сводами , но их заменили деревянной крышей, а после XVII века – новой системой сводов; и, что касается колокольни , задуманной с южной стороны церкви, построили только ступеньки лестницы. Апсида на восточной стороне церкви была сооружена из материалов, оставшихся от прежнего здания.
Колонны в храме аналогичны колоннам из Собора Парижской Богоматери , а на капителях вырезаны изображения листвы и гарпий . Область хоров с 1900 года и до наших дней отделена от нефа иконостасом .
Севернее церкви, в сквере Рене Вивиани , находится старейшее в Париже дерево . Это робиния , высаженная в 1601 году Жаном Робеном, главным садовником при королях Генрихе III , Генрихе IV и Людовике XIII . Дерево также известно как "Парижское дерево удачи", поскольку по преданиям оно приносит годы удачи тем, кто нежно прикоснется к коре дерева.