Корона Реккесвинта, фрагмент
Клад из Гварразара — знаменитое сокровище, найденное в Гварразаре, Испания . Наиболее яркий памятник вестготского прикладного искусства VIIв.
Состоит из ряда предметов, принесенных в дар церкви вестготскими королями— нескольких вотивных корон , вотивных крестов и фибул .
История и местонахождение
Вероятно, во время мусульманской оккупации был закопан в землю вестготскими священниками на территории, принадлежащей церкви. Там и был найден между 1858 и 1861 гг., на территории монастыря Санта-Мария де Сорбасес, в cаду Гварразар, рядом с Гуадамуром, местностью в нескольких километрах от Толедо .
Клад, пролежавший в земле более тысячи лет, был обнаружен случайно— сильные дожди размыли землю и обнажили каменный ящик вместе с захоронением священника по имени Криспинус. Обнаружившие золотые вещи испанцы отнесли некому толедскому ювелиру, который, хотя это и не доказано, пустил половину предметов на переплавку. Остаток купил французский военный, по возвращении в Париж перепродавший его музею Клюни. Местные жители же продолжили копать и обнаружили еще группу ювелирных изделий, которые на этот раз оказались в руках королевы Испании Изабеллы II и перешли в собственность государства.
Французские ученые отреставрировали короны Риккисвинта и Свинтилы, чуть изменив их внешний вид. К примеру, крест, который в настоящий момент служит центром короны Риккисвинта, изначально был самостоятельной фибулой . Испанское правительство смогло вернуть два этих крупных изделия из Парижа на родину, но в 1921г. корона Свинтилы была похищена из музея в Мадриде и до сих пор не найдена. Также исчез фрагмент другой короны (решетчатый).
Кроме музея Клюни в Париже, в настоящий момент вещи из клада хранятся в Национальном археологическом музее в Мадриде и сокровищнице Паласио Реал , Мадрид. (Целиком в копиях весь клад можно увидеть в Толедо , в музее вестготского искусства— церкви Сан-Роман).
Состав
Самыми ценными предметами были две большие вотивные короны с именами королей Реккесвинта и Свинтилы . Они обе изготовлены из золота и украшены жемчугами, сапфирами и проч. драгоценными камнями. Вторая из этих корон с 1921 г., после похищения из музея, находится в розыске. Также вклад включает несколько подвесных корон меньшего размера, диадему аббата Феодосия и 5 крестов, включая вотивные и крест епископа Луцетия. Как указывают, было и несколько поясов, но они также пропали.
Как произведения ювелирного искусства эти украшения демонстрируют не только вестготскую традицию, но и византийское влияние. Техника инкрустации— типичная германская, а тип короны, которая не предназначалась для ношения на голове, пришел из Византии (осн. статья вотивная корона с описанием находок и из этого клада). Манера— т.н. «полихромный стиль».