Корона Реккесвинта, Мадрид
Вотивная корона — вид церковной утвари, ювелирное украшение. Особенно известны произведения вестготских мастеров VIIв.
Представляет собой богато орнаментированный обруч- корону , который вносился в церковь как жертвенный вклад («по обету»— ex voto ). Обычно подвешивались под арками или же над алтарем , таким образом, чтобы крест , свисающий с короны, приходился прямо над распятием , водружённым на престоле .
Происхождение типа
Существование подобного украшения храма упоминается в Византии. Как считается, вотивные короны вестготов их копируют . Кондаков рассказывает, что в Константинополе вотивные короны подвешивались над престолами . Лазарев отмечает, что в византийском изобразительном искусстве вотивные короны изображались подвешенными не только в интерьерах церквей, но и на деревьях райских садов .
Сохранившиеся короны
Испанские
Наиболее прославленные вотивные короны— это находки из клада в Гварразаре (обнаружен в 1858 — 1861 гг. близ Толедо ). Включал 6 корон, две из которых, более крупные, содержали имена дарителей, королей Реккесвинта (Рецесвинта) и Свинтилы . Они названы в посвятительных надписях, которые создаются подвесками в форме ажурных букв, прикрепленными нижнему краю корон.
Все находки были выполнены из золота, украшены эмалью и обильно инкрустированы драгоценными камнями— гранатами, агатами, сапфирами, жемчугом и кусками горного хрусталя в т.н. «полихромном стиле».
Сегодня они разделены между музеем Клюни (Франция) и в Национальным археологическим музеем в Мадриде :
- корона Свинтилы была украдена в 1921 г. из Мадрида , и сейчас её местонахождение неизвестно. Имела надпись из подвесок «Svintilanvs Rex Offeret» .
- корона Реккесвинта ( 653 — 672 гг.) представляет собой широкий золотой обруч с 22 подвесками из драгоценных камней и золотых букв, которые составляют фразу— (R)ECCESVINTUVS REX DEFERET, то есть «Дар короля Реккесвинта» . Корона подвешена на 4 золотых цепях, скрепленных сверху замком в форме стилизованного цветка. Из центра крепления спускается длинная цепь, оканчивающаяся массивным золотым крестом, украшенным жемчугом и сапфирами. Была отреставрирована французскими учеными XIXв. с допущениями некоторых вольностей. Национальный археологический музей, Мадрид
- диадема аббата Феодосия, Мадрид
- 4-6. прочие три короны находятся в Париже, музей Клюни
Второй испанский клад, который стоит упомянуть, был найден в 1926 г. в Торредонхимено (Torredonjimeno) в Хаэне . Сегодня он разделен между археологическими музеями Кордовы, Барселоны и Мадрида. Он, к сожалению, не содержит какого-либо целого изделия подобного вида, зато в него входят золотые буквы (аналогичные короне Реккесвинта), составляющие посвящение святым Юстиции и Руфине, и кресты, которые тоже подвешивались. Ювелирная школа— кордовская или севильская.
Ещё одна корона находится в музее Каталонии.
Прочие
- золотая корона Теоделинды , королевы лангобардов , супруги Автариса (584—590), а впоследствии Агилульфа (591—616). Привезена в Париж Наполеоном , впоследствии похищена. В настоящее время известна только по старинным рисункам. (Вероятно, все же была не вотивной, а обыкновенной, несмотря на наличие подвески с крестом.
- золотая корона Агилульфа (591—616)— вотивная, аналогичная коронам в Клюни. Привезена в Париж Наполеоном .
- Железная корона Ломбардии (предположительно изначально была вотивной). В некоторых историях также связывается с именами Теоделинды и Агилульфа.
- вотивная корона Мадонны делла Фонтенуова из Монсумамно, близ Пистойи (голланд. ювелир)
- вотивная корона императора Льва VI , Византия, 886—912гг. , Венеция, Сан-Марко
- вотивная корона Нагиварада (Nagyvarad)