Хрёрик Метатель Колец ( др.-исл. Hrærekr Slöngvanbaugi , дат. Rørik Slængeborræ или Rørik Slyngebond , встречаются русские варианты Рюрик и Рорик , Рёрик Зеландский )— легендарный король VII века из рода скьёльдунгов , правивший Зеландией и Данией . Упоминается в Лундских анналах, Деянии данов , саге о Ньяле , книге о заселении Исландии и других хрониках ( дат. Lejrekrøniken , дат. Sögubrot , др.-исл. Hversu Noregr byggðist , др.-исл. Skjöldunga saga , др.-исл. Bjarkarímur ). Является дедом полулегендарного принца Амлета, прототипа главного героя пьесы Шекспира « Гамлет, принц датский ».
История
Согласно Лундским анналам ( дат. Lundårbog , Annales Lundenses ), Хрёрик является сыном аса Хёда (Хёд, в свою очередь, является сыном Одина и Фригг ).
Хрёрик описывается как победоносный царь, завоевавший и обложивший данью Курляндию , Швецию и земли вендов . В «Деяниях данов» Саксона Грамматика именно Хрёрик поставил правителями Ютландии братьев Орвендила ( др.-исл. Aurvandil ) и Фенгона ( дат. Feng ) . От брака с Орвендилом и Герутой, дочерью Хрёрика, родился Амлет ( Amletus ) , прототип шекспировского Гамлета .
По другим источникам, отцом Хрёрика Метателя Колец является Хальвдан, а дедом— Хрёрик Дробитель Колец . Хрёрик был женат на Ауде Богатой (первый муж), единственной дочери конунга Ивара Широкие Объятья ( Скьёльдунг ), правившего в Сконе . У Хрёрика и Ауды было трое детей: двое сыновей (Сигурд и Харальд Боезуб ) и дочь (Gerutha).
Считается, что у Хрёрика был брат Хельги, который также желал заполучить в жёны Ауду Богатую . Однако Ивар вынудил Хрёрика убить брата и в результате напал на ослабленного войной Метателя колец и убил его . Однако королева Ауда, возглавив зеландскую армию, смогла дать отпор войскам отца, после чего бежала с сыном Харальдом в Гардарику .
Метатель Колец
Прозвище Хрёрика произошло от др.-исл. sløngvanbaugi — Метатель (Расточитель) колец , где речь идёт не о броске, а о дарении . В «Саге о Вёльсунгах» и «Старшей Эдде» , кольцо являлось символом богатства и власти (как крупная денежная единица). Так как стоимость каждого драгоценного кольца была целым состоянием, щедрые конунги получали эпитет метатели и дробители колец, так как одаривали своих приближённых цельными или кусочками сломанного кольца
|