Категории раздела
Викинги [71]
Варяги [17]
Древнескандинавские конунги [14]
Скьёльдунги [10]
Короли Дублина [3]
Йомсвикинги [14]
Картинные камни [3]
Рунические камни [12]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Викинги » Варяги

Путь из варяг в греки

На карте показаны основные торговые пути варягов: по Волге (красн.) и Путь "из варяг в греки" по Днепру (фиол.). Другие торговые пути VIII—XI вв. показаны оранжевым цветом.

Путь «из варя́г в гре́ки» или «Восточный путь» ( др.-исл. Austrvegr )  — водный (морской и речной) путь из Балтийского моря через Восточную Европу в Византию . Один из водных путей экспансии варягов из района проживания (побережье Балтийского моря ) на Юг— в Юго-Восточную Европу и Малую Азию в VIII — XIIIвеках н.э. Этим же путём пользовались русские купцы для торговли с Константинополем и со Скандинавией. Летописец Нестор в Повести временных лет называет его путём «из варяг в греки».

География

«Волокут волоком». Н.К.Рерих , 1915

Как указывается в «Повести временных лет» , «бѣ путь из Варягъ въ Грѣкы, и изъ Грѣкъ по Днепру, и вѣрхъ Днѣпра волокъ до Ловоти, и по Ловоти внити в Илмерь озеро великое, из негоже озера потечеть Волховъ и втечеть въ озеро великое Нево, и того озера внидет устье в море Варяское».

В переводе на современные названия, путь от древних торговых центров Скандинавии — Сигтуны , Бирки или Висбю и южного берега Балтики— Волина (Винета, Йомсбург), Старигарда , Ральсвика на Рюгене, Щецина проходил Балтийским морем через Финский залив , затем по реке Неве (здесь были пороги ), по штормовому Ладожскому озеру , реке Волхов (ещё одни пороги) в озеро Ильмень . Оттуда— вверх по рекам Ловать , Кунья , Серёжа ; затем в районе нынешней деревни Волок волоком в реку Торопа , впадающей в Западную Двину . Вниз по Двине— до Каспли , а по этой реке— вверх до её истока из озера Каспля , где в районе городища Гнёздово существовал древний волок в речку Катынь , впадавшую в Днепр . Далее путь выходил в Чёрное море , минуя Днепровские пороги . По морю— вдоль европейского побережья ( Румелийского берега ) до Константинополя . Перед тем как выйти в Чёрное море, суда требовали дополнительной оснастки. Близ устья Днепра на острове Березань либо на острове Хортица на Днепре купцы делали остановку для этих целей. Ещё один остановочный пункт существовал на острове Змеиный близ дельты Дуная .

Путь имел многочисленные разветвления:

  • Существовал и более древний вариант северной части Пути. Он шёл напрямую из Балтийского моря по Западной Двине через Полоцк . Затем через волоки в Верхнее Поднепровье (р. Друть) и далее вниз по Днепру в Чёрное море. Об этом варианте пути могут свидетельствовать два захоронения из Лесной группы Гнёздова . Это курганы №38 и №47, безусловно связанные как со скандинавской, так и с балтской культурами.
  • Южная часть Пути также имела разветвления: от устья Днепра, помимо Константинополя, шёл путь на восток, через Перекопский перешеек в Азовское море . Через Перекоп существовал древний канал, «но с течением времени канал засыпался и обратился в густой лес»  . Далее путь шёл к устью Дона , вверх по Дону, затем по его левому притоку— Иловле , волок к правому притоку Волги— Камышинке и вниз по Волге в Каспийское море .
  • Также от устья Днепра шёл торговый путь к устьям Южного Буга , Днестра и Дуная , ведущим в Западную Европу.

Параллельно ему существовал также Восточный водный путь «из варяг в Персы» — через Волгу и Каспий. А также Западный путь— вдоль Атлантического побережья Европы вплоть до портовых городов Италии в Средиземном море, что подтверждается многочисленными письменными источниками и археологическими находками.

Среди историков существует также мнение, что Путь «из варяг в греки» распадался на три основных направления: 1) Смоленско-Новгородско-Балтийское— по нему, начиная с XIIIв., шла основная торговля с Ганзой ; 2) «греческое»— по нему до середины XIIIв. осуществлялись связи Киева с Византией; 3) Киево-Новгородское— использовавшееся главным образом для внутренней торговли и сношений .

Альтернативная точка зрения

Некоторые исследователи ( С.В.Бернштейн-Коган , Ю.Ю.Звягин  , А.Л.Никитин  , С.Э.Цветков  и др.) подвергают сомнению существование пути «из варяг в греки» как постоянно действующей транзитной торговой магистрали (не отрицая возможности отдельных плаваний). Приводимые ими аргументы можно разделить на три группы:

География. Трудность плавания, в котором необходимо преодолевать волоком два водораздела— между Ловатью и Двиной и между Двиной и Днепром. Причем расстояние по маршруту Балтика-Волхов-Ловать-Двина-Днепр (с двумя волоками) в 5 раз больше, чем по маршруту Балтика-Двина-Днепр (с одним волоком), проходящему через города Рига , Полоцк и Смоленск . Существует и не менее удобный путь Балтика-Висла-Буг-Припять-Днепр (также с одним волоком), проходящий через города Хельм , Плоцк , Брест , Пинск и Туров , сразу выходящий в район Киева , функционирующий и в настоящее время .
Источники . Отсутствие упоминаний о подобных плаваниях в скандинавских сагах и отсутствие в византийских источниках упоминаний о скандинавских купцах и скандинавах вообще ранее второй половины XIв. Впервые о воинах скандинавского происхождения— «варангах»— говорится в императорском хрисовуле 1060г. (прочие упоминания находятся в более поздних документах, даже если они описывают события более ранних лет).
Археология . Малое количество археологических находок византийского происхождения, как в самой Скандинавии, так и по всему предполагаемому маршруту. Например: при раскопках в Бирке (Швеция) арабские монеты найдены в 106 погребениях, англосаксонские— в восьми, и только в двух— византийские; из более чем 110 тыс. монет, найденных в 700 кладах на острове Готланд к середине XXв., византийских всего 410  . Немногочисленные вещи византийского происхождения, найденные в Новгороде, относятся к культурным слоям XIв. Если по другому важнейшему торговому пути Восточной Европы— Волжско-балтийскому («из варяг в хазары», вариант «…в булгары») археологические находки: оружие, украшения, клады, в том числе с византийскими монетами (всего более трехсот монет), свидетельствующие о постоянном движении по этому маршруту, присутствуют и по Волге (вплоть до верховий и далее по Волхову до Ладоги), по Оке, по Западной Двине, то в Поднепровье, за исключением районов Киева и Смоленска, таких находок нет.

Перевозимые товары

Из Скандинавии вывозили железо-сырец, амбру , моржовую кость, изделия из китовой кожи (корабельные канаты и др.), оружие, художественные изделия, а также предметы, награбленные викингами в Западной Европе (французские вина, ювелирные изделия и драгоценности, шелковые и батистовые ткани, серебряную утварь); из Византии— вина, пряности, ювелирные и стеклянные изделия, дорогие ткани, иконы, книги; из Прибалтики— янтарь ; из Северной Руси ( Новгорода )— «мягкое золото» (меха соболей, куниц, выдр, бобров и др.), льняные ткани, лес, мёд, воск, кованую и керамическую утварь, оружие, кожи, смолу; из Южной Руси ( Киева )— хлеб, различные ремесленные и художественные изделия, серебро в монетах ит.д.; с Волыни — шиферные пряслица и др.

Значение

Путь возник в начале IXв. (не позднее 825—830 гг.), о чём свидетельствуют находки кладов арабских серебряных монет— дирхемов 1-й четверти IXв. Наибольшее значение имел в X— 1-й трети XIвв., то есть во времена княжения Святослава Игоревича и Владимира Красное Солнышко . Во 2-й половине XI— начале XIIвв. усилились торговые связи Руси с Западной Европой, и путь «из варяг в греки» уступил место Припятско-Бужскому, Западно-Двинскому и др.

Вначале этот путь, как и параллельные ему, использовались варягами для грабительских набегов на экономически и культурно более развитые города и страны Европы, а также Византию. Впоследствии этот путь стал важным торговым маршрутом между Скандинавией, Северной Европой, богатой Византией, Востоком.

По мере освоения этого пути варяги расселялись на прилегающие к нему земли и ассимилировались с заселенными славянскими, балтскими и финно-угорскими племенами. Существовавшие сильные славянские племенные союзы, которые вели суровую борьбу с германскими племенами. В пору создания племенных союзов у восточных славян прибалтийские славяне уже имели государственные образования с князьями, дружинами, детально разработанной языческой религией, очень близкой к восточнославянскому язычеству. Отсюда и шли постоянные переселения на восток, на берега озера Ильмень. Приглашение Рюрика на княжение у ильменских словен в городе Ладогев. Затем он перешёл в Новгород, что и способствовало дальнейшему развитию государства-княжества династии Рюриковичей . Случай этот был весьма типичен для всей европейской истории. Сохранились сведения, что приглашенные князья были родственниками прежней местной княжеской династии приильменских словен.  . Сначала в Новгороде ( Рюриково Городище  ) и Старой Ладоге  , а затем в Смоленске и Киеве .

Со временем значение торгового пути падало. Раздробленность Руси, централизация стран Скандинавии, упадок Византии, когда в 1204 году крестоносцы разрушили Константинополь и центр мировой торговли переместился в Венецианскую республику и, наконец, окончательно пришел в упадок, когда ордынцы захватили Нижнее и Среднее Поднепровье ,и положили конец пути «из варяг в греки»

Торговля и грабеж. Последующие эпохи

Поскольку в эту историческую эпоху у племен подобных викингам граница между торговлей (обменом товарами) и грабежом была весьма неустойчива, трудно сказать— когда именно торговля стала превалировать над грабежом и водным пиратством. Даже после образования государства династии Рюриковичей («Киевская Русь») походы на Константинополь за «добычей» не прекратились.

В более позднюю историческую эпоху этот же водный путь и те же плавсредства использовались запорожскими казаками в их грабительских походах на столицу Османской империи Царьград (Стамбул). Сравните аналогичные процессы на водном пути Волга-Каспий— поход казаков во главе со Степаном Разиным в Персию « за зипунами ».

Основные плавательные средства

Скандинавы для торгового плавания по Балтийскому морю и впадающим в него рекам использовали суда типа небольших кнорров  , а с XIIв.— шнеккеры  (новгородцы называли их «шнеками»). Достоинством северного пути была возможность пройти шхерами, то есть почти не выходя на открытое морское пространство, от берегов нынешней Швеции до устья Финского залива. Это позволяло использовать относительно небольшие корабли, которые могли подняться по рекам до Новгорода , где часть товаров продавалась, часть покупалась, а все грузы переваливались на более мелкие суда, пригодные для плавания по небольшим русским рекам.

Древние русские суда, использовавшиеся для плавания как по рекам, так и морям, принято называть общим термином ладья (лодья)  . Также существовали «корабли»  , насады, скедии, бусы и шитики . По сведениям Константина Багрянородного (X век) кривичи и другие племена весной возили в Милиниску ( Смоленск ) и Чернигогу ( Чернигов ) большие долбленые ладьи на 30-40 человек— однодеревки, которые затем сплавлялись по Днепру в Киев . Здесь их переоборудовали, загружали и отправляли вниз по реке. По прошествии порогов, на острове Хортица или Березань ладьи оснащались парусами для плавания берегом Чёрного моря. На местах переволок— в районах Торопца и Смоленска , очевидно, существовала инфраструктура, связанная с волоками— бечевники в мелководных верховьях рек, древесный ход с дрогами на самом волоке и обслуживающие их люди и животные; здесь же были и верфи для небольших речных ладей .

Для плавания по Чёрному морю использовались и византийские торговые суда средиземноморского типа. Они не имели специального наименования и назывались просто «наус», то есть корабль .

Проводка кораблей по шхерам, заливам и рекам осуществлялась под руководством людей особой профессии: по-варяжски их называли штурманами , по-славянски— кормчими, корщиками, а по-гречески— кибернетами.

Категория: Варяги | Добавил: fredi (28.10.2012)
Просмотров: 4924 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вторник, 23.04.2024, 23:41
Приветствую Вас Гость
Поиск
Друзья сайта
ПОРНО БЕСПЛАТНО Вам Скучно? То гда Вам Сюда!
  • МЕГА СБОРНИК САМОДЕЛОК
  • ОНЛАЙН ТЕЛЕВИДЕНИЕ
  • ОНЛАЙН РАБОТА
  • БРОНЕ ТЕХНИКА
  • Смотреть онлайн кино бесплатно
  • ИЗОБРЕТЕНИЯ И ИЗОБРЕТАТЕЛИ
  • МИР ОРУЖИЯ
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Самоделки
  • ВКУСНО С НАМИ
  • Блог о Все и не очем
  • Архив знаний
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Фотоальбомы
  • энциклопедия авиации
  • Игры Денди Sega Онлайн
  • Сделай сам
  • New Wiki
  • Энцеклопедия кораблей
  • Железнодорожный транспорт
  • Доисторическая Европа
  • Динозавры
  • Дирижабли
  • Цивилизация майя
  • Древний Восток
  • Скучать некогда
  • Читаем книги онлайн
  • Создай свой блог сам