Категории раздела
Викинги [71]
Варяги [17]
Древнескандинавские конунги [14]
Скьёльдунги [10]
Короли Дублина [3]
Йомсвикинги [14]
Картинные камни [3]
Рунические камни [12]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Викинги » Викинги

Биармия

null

Путешествие Оттара из Холугаланда в Биармию и Англию

Биа́рмия , или Бьярмия , или Бьярмаланд ( норв. Bjarmeland )— известная по сагам историческая область на севере Восточной Европы , предположительно располагавшаяся на территории современной Архангельской области , в бассейне Северной Двины (существует и ряд иных версий, в соответствии с которыми Бьярмаланд мог располагаться в различных местах Севера Восточной Европы). Оттуда в бассейн Волги вёл Заволоцкий торговый путь . Бьярм , биарм — употреблявшийся викингами этноним , обозначавший жителей страны Бьярмаланд.

Источники

Биармия упомянута в скандинавских сагах :

  • Сага о Харальде Прекрасноволосом
  • Сага о Харальде Серая Шкура
  • Сага об Олафе Святом
  • Сага о Магнусе Голоногом
  • Сага об Одде Стреле

О ней также часто упоминает Саксон Грамматик

В историографии XIX века было принято отождествлять скандинавский топоним Бьярмия с древнерусским топонимом Пермь Великая

На старинных картах Бьярмия иногда помещается на севере Норвегии (см. Carta Marina )  , что, по-видимому, отражает известный исторический факт о поселении там королём Хаконом IV беженцев из Бьярмии в 1240г. (см. ниже).

Население

Биармцы или бьярмы— народ финского происхождения , жители Биармии. По сообщениям викингов, бьярмы говорили на языке, похожем на язык « терфиннов » (« лесных финнов » ), то есть языке финно-угорской группы. Вероятнее всего, это народ, называемый в русских источниках чудь заволоцкая .

История

Биармия впервые упоминается в рассказе о путешествии Оттара из Холугаланда , состоявшемся в период между 870 и 890 гг. Как сам Оттар объяснял английскому королю Альфреду Великому , Холугаланд был самым северным краем современной ему Норвегии. Далее на север жили только лапландцы. Чтобы разведать, какие края лежат за Лапландией, Оттар отправился вдоль берега на север, через несколько дней должен был ждать попутного ветра, чтобы плыть на восток, а затем повернул на юг, где его корабль вошел в устье большой реки. Там жили не лапландцы, а бьярмы, язык которых похож на финский, и поэтому Оттар и его спутники могли с ними объясняться. В отличие от кочевых лапландцев бьярмы жили оседло, занимались земледелием и были богаты.

Известны также рассказы о еще нескольких путешествиях в Биармию около 920, 1026 и 1090гг. В них сообщается, что викинги вели с местными жителями торговлю, закупая беличьи, бобровые и собольи меха, и расплачивались за них деньгами, после чего начали войну и ограбили святилище бога бьярмов Юмалы . Этот бог считается финским, но его описание в рассказах указывает скорее на сибирское происхождение культа.

Как сообщает Саксон Грамматик, в эпоху короля Гольтера Финляндией и Биармией правил некий Кузон. Норвежский король Харальд Харфагер совершил в Биармию военный поход. В летописи Снорре так рассказывается об этом :

«Оттуда он (Гаральд Харфагер) поплыл по направлению к Финмаркену  на север до самой Биармии, где произошло сражение, из которого он вышел победителем, захватив богатую добычу»

В Средние века бьярмийцы считались великолепными колдунами. Олаф Магнус пишет:

«Жители Биармии искусны в чаровании людей. Взглядом, словами или какими-нибудь другими действиями они умеют так связывать людей, что те лишаются здравого рассудка, теряют свободу воли и часто совершают непонятные поступки».

Саксон Грамматик так пишет о применении ими магического искусства в описании одной битвы:

«Тогда биармцы сменили силу оружия на искусство своего волшебства, дикими песнями наполнили они свод небесный, и мигом на ясном до тех пор солнечном небе собрались тучи и полил проливной дождь, придавая печальный облик ещё недавно лучезарной окрестности»

Совершенно подобный рассказ мы находим у исландского летописца Стурлесона .

В 1217 году в Биармию прибыли два норвежских судна, одно из которых проследовало далее через Русь в Святую землю, чтобы участвовать в крестовом походе. Экипаж второго судна был уничтожен местными жителями. Для мщения король Хакон IV в 1222 году послал двух своих военачальников на четырех больших судах с сильным войском. Они опустошили Биармию огнем и мечом, вернувшись с богатой добычей из серебряных монет и дорогих мехов  . После этого Биармия перестала упоминаться в скандинавских источниках.

Разорение Биармии было завершено русскими , которые, начиная с 1236 года , под давлением монголо-татар начали массами переселяться в северные леса. Часть жителей Биармии ушла на кораблях в Норвегию, где король Хакон в 1240 году выделил им для поселения земли в области Маланген в Холугаланде . В настоящее время долина реки Северная Двина заселена лингвистическими русскими и образует раздел между западными и восточными финскими народами Северной Европы (см. пермские языки , прибалтийско-финские языки , вепсы ), хотя в древности она также была заселена финно-уграми ( чудь заволочская ).

География

Наиболее распространенной и поэтому наиболее критикуемой является версия о том, что Бьярмия расположена в бассейне Северной Двины (река Вина; коми Вынва ). Эта версия косвенно подтверждается как документами, так и археологическими находками. В 1989 в окрестностях Архангельска , то есть в 40—45км вверх по Северной Двине от ее впадения в Белое море, обнаружен так называемый Архангельский клад , включающий 1915 монет (более 90% из них— германской чеканки X — XII веков ) и около 20 ювелирных украшений, в том числе древнерусского и скандинавского изготовления. Еще через 15 лет ( 2004 ) при реставрации Гостиного двора в Архангельске был обнаружен клад, включающий скандинавское вооружение (ок. X век )— четырнадцать мечей , шесть арбалетов , лук со стрелами, два боевых топора , булаву, кистень , два щита и два шлема.  На берегах других беломорских рек подобных находок до настоящего времени не было. Средневековые авторы Адам Бременский и Снорри Стурлусон считали, что путь в Бьярмию лежит через Белое море, а итальянский путешественник Марко Поло в своих заметках указывает: «От России, скажу вам, до Норвегии путь недолог, и если бы не холод, так можно было бы туда скоро дойти, а от великого холода нелегко туда ходить»  . Новгородская летопись упоминает, что норманны (мурманы) неоднократно совершали набеги на принадлежащее Великому Новгороду Заволочье ( Двинская земля ). Так в 1445г.: «…приидоша Свѣя Мурманѣ безвѣстно за Волокъ на Двину ратью, на Неноксу, повоевавъ и пожгоша и людеи пересѣкоша, а иных в полонъ поведоша. Услышавше то двинянѣ, придоша вборзѣ, иных иссѣкоша, а иных прислаша въ Новъгород с четыредесятъ; а воеводы ихъ, Ивора и Петра и третьего, убиша; инѣи же, мало вметавшеся в корабли, отбѣгоша»  . Столкновения русских с норманнами в основном происходили из-за рыбных промыслов в северных морях. Жители Заволочья даже платили Норвегии дань, а иногда и сами совершали набеги на норвежские земли (1349, 1411, 1419 и 1425гг.)  . Все это доказывает, что морской путь из Норвегии в Россию в Средние века использовали, и, по меньшей мере, на берегах Северной Двины скандинавы в X — XV веках действительно появлялись.

Топоним

Топоним Бьярмаланд, то есть «земля Бьярм», вероятнее всего, произошёл от этнонима «бьярм», которым викинги обозначали финских жителей этой страны. При этом русским источникам ни этот топоним, ни этот этноним неизвестны, в связи с чем исследователи, особенно в XIX веке отождествляли этиологически близкие топонимы Бьярмия и Пермь Великая (в его средневековом смысле), как обозначение финно-угорских территорий Северо-Восточной Европы. Это отождествление строилось на двух основных посылках. С одной стороны, Оттер отмечал, что бьярмы говорят практически на том же языке, что и «финны» (так викинги называли саамов ), то есть на языке угро-финской группы. С другой стороны, топоним Бьярмия созвучен и, по-видимому, этиологически родственен топониму Пермь: Бьярма— Парма— Пермь . По другим версиям, Биармия созвучно обозначению медведя в некоторых северогерманских языках: дат. Bjørne ; нюнорск Bjørn

Если скандинавский топоним тесно связан с этнонимом, то в случае с русским термином эта связь не очевидна. Русские топонимом « Пермь » обозначали достаточно значительную территорию от современной Удмуртии до Полярного Урала , заселенную культурно-близкими народами ( удмурты и коми , относящиеся к пермской группе финских языков ), лишь в центральной части (теперешняя территория проживания коми-пермяков ) этот топоним сопровождается созвучным этнонимом (но исключительно экзоэтнонимом, так как сами коми-пермяки называют себя на своём языке «коми», и не имеют данных о существовании когда-либо корня «перм/бьярм» в истории своего языка). То есть, вероятно, скандинавский топоним возник из этнонима, а вот русский этноним, возможно, произошёл от топонима.

Общеизвестно, например, что финны во всем мире называются шведским экзоэтнонимом, абсолютно не имеющим никакого отношения к самоназванию этого народа; более того, в раннем Средневековье этот термин использовался викингами для обозначения саамов , а собственно финнов называли квенами , но с самоназваниями ни того, ни другого народа это никак не связано.

Между территориями, к которым относятся термины Биармия (Биармии из скандинавских саг, каким ее местонахождение представляется в наши дни) и Пермь ( Перми Великой и современного города )— огромные, в настоящее время практически непроходимые пространства. В то же время, в Средние века через притоки Северной Двины проходил торговый путь от Новгорода до Урала. С р. Вычегды новгородские купцы и ушкуйники волоком переправлялись на р. Колву, впадающую в р. Вишеру, откуда далее пути шли в южном направлении на Каму и Волгу, а также на восток— по Вишере— в Сибирь. На Колве близ ее впадения в Вишеру напротив горы Полюд, самой высокой точки в этой части Уральских гор, с Х в. существовали укрепленные селения пермяков, Чердынь и Покча , считавшиеся центром всего края и местом сбора дани с местных жителей ( полюдья ). Как скандинавские, так и русские авторы XIXв. называют Чердынь столицей Великой Перми с двойным названием Пермь Великая— Чердынь. Вполне возможно, что скандинавы, как и русские связывали название страны с названием ее главного города, хотя не в каждом путешествии викинги могли его достичь.

В целом, вопрос о происхождении скандинавских топонима и этнонима, а также о их возможном соотношении с русскими топонимами и этнонимами, в настоящий момент является не решенным до конца.

Интересные факты

Улица Плеханова в Перми до революции называлась улица Биармская .

Биармия в художественной литературе

  • В книге Валентина Иванова «Повести древних лет» рассказывается о первой встрече новгородцев с биармами, постройке небольшого поселения на Северной Двине и совместной защите от внезапно напавших на них викингов ярла Оттара, в которой они отстояли свою землю.
  • В исторической повести Евгения Богданова «Ожерелье Иомалы» действие происходит в XI в. в Биармии.
  • В национальном театре Республики Карелия (г. Петрозаводск) поставлен мюзикл на финском языке «Биармия» по мотивам одноименной русскоязычной пьесы Е. Сойни на музыку В. Панченко.
  • «Биармия»— поэма коми поэта Каллистрата Жакова .
Категория: Викинги | Добавил: fredi (27.10.2012)
Просмотров: 1356 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Четверг, 06.05.2021, 05:57
Приветствую Вас Гость
Поиск
Друзья сайта
ПОРНО БЕСПЛАТНО Вам Скучно? То гда Вам Сюда!
  • МЕГА СБОРНИК САМОДЕЛОК
  • ОНЛАЙН ТЕЛЕВИДЕНИЕ
  • ОНЛАЙН РАБОТА
  • БРОНЕ ТЕХНИКА
  • Смотреть онлайн кино бесплатно
  • ИЗОБРЕТЕНИЯ И ИЗОБРЕТАТЕЛИ
  • МИР ОРУЖИЯ
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Самоделки
  • ВКУСНО С НАМИ
  • Блог о Все и не очем
  • Архив знаний
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Фотоальбомы
  • энциклопедия авиации
  • Игры Денди Sega Онлайн
  • Сделай сам
  • New Wiki
  • Энцеклопедия кораблей
  • Железнодорожный транспорт
  • Доисторическая Европа
  • Динозавры
  • Дирижабли
  • Цивилизация майя
  • Древний Восток
  • Скучать некогда
  • Читаем книги онлайн
  • Создай свой блог сам