Dísablót, Август Мальмстрём
Блот ( др.-исл. blót ) — принятый в скандинавском язычестве обряд жертвоприношения . Как правило, заключался в ритуальном вкушении мяса и хмельного мёда . Последний могли заменять пивом и (на пирах вельмож) вином .
Этимология
Скандинавское существительное blót (от прагерм. *ƀlōtan ) связано с глаголом blóta (от прагерм. *ƀlōtanan ), что значит "приносить жертву, предлагать, поклоняться". Таже основа с различными именительными аффиксами встречается в прагерм. *ƀlōstran — жертвоприношение. Считается, что эта основа связана с глаголом прагерм. *ƀlōanan — дуть, цвести, расцветать, как и слова "кровь" ( прагерм. *ƀlōđan ) и "цветение" ( прагерм. *ƀlōmōn ). Норвежский филолог Софус Бугге был первым, кто связал блот и фламинов , слова восходящие к праиндоевропейскому корню *bhlād- (пузыриться наружу; бормотать, шептать, болтать)
Современное английское слово "благословлять" ( англ. bless ), также имеет общий корень со словом блот в значении "делать священным через жертвоприношение; помечать кровью"
Отправление
Своими корнями блот уходит в праиндоевропейскую религию . Блот совершался осенью (праздник сбора урожая) и в день зимнего солнцестояния . Со слов Адама Бременского , великий блот в храме Старой Уппсалы совершался в честь побед конунга , а также в связи с гаданиями по поводу грядущего урожая. Титмар Мерзебургский упоминает датский блот, который совершался в Лайре . Также существовал семейный блот, которым руководил глава семьи и его жена.
После принятия христианства
С принятием христианства практика блота ушла в прошлое, так как церкви старались строить на тех местах, где отправляли этот обряд. В дремучем Тиведенском лесу, как считается, обычай справлять блот сохранялся до конца XIX века. В последние десятилетия практику совершения блота возобновили неоязычники .