Макет Старой Уппсалы в местном музее.
Ста́рая Уппса́ла ( швед. Gamla Uppsala ) — крупнейший культовый и политический центр языческой Скандинавии , ныне сельский приход на небольшом удалении от Уппсалы в Швеции . В 1991 году Старая Уппсала насчитывала 16 231 прихожан.
Первые упоминания относятся к III веку н.э., раннии письменные источники описывают Старую Уппсалу как столицу шведских конунгов. С давних времен здесь проводился Всешведский Тинг ( др.-исл. allra Svía þing ), совмещенный с праздником Дисаблот ( др.-исл. Dísablót ) и ярмаркой Дисатинг ( др.-исл. Disæþing ). Старая Уппсала являлась центром коронной собственности — Достояние Уппсалы . В 1164 году центр скандинавского язычества был превращен в архиепископство.
Политический центр
В шведской историографии Старую Уппсалу принято считать резиденцией королей полулегендарной династии Инглингов , которая правила свеями начиная c III—IV вв. В средние века Старая Уппсала была крупным поселком, восточная часть которого, вероятно, являлась центром сети коронной собствености — Достояние Уппсалы , посредством которой конунг осуществлял административную и фискальную власть. В западной части поселка находились сами владения конунга ( швед. kungsgården ) .
С ранних времен до средних веков в конце февраля — начале марта в Старой Уппсале проводился Общесвейский Тинг . Согласно Закону Уппланда летом на нём конунг объявлял о сборе лейданга , определялись команды и командиры. Тинг проводился совместно с языческим праздником Дисаблот и ежегодной ярмаркой Дисатинг , которая проводится и сегодня .
В эпоху викингов (IX век) центр шведской государственности переместился сначала в Бирку - Ховгорден , а затем — в Сигтуну , однако свейского правителя по традиции называют « конунгом Уппсалы» и довольно поздние источники, включая Инглингатал ( Ynglingatal ), Сагу об Инглингах ( Ynglinga saga ), Закон Западного Готланда ( Västgötalagen ) и Гутасагу ( Gutasaga ).
Курганы Уппсалы
« Королевские курганы » Старой Уппсалы.
Из сохранившихся памятников языческой старины наиболее примечательны три огромных кургана , в которых, по преданию, были погребены свейские конунги V—VI вв. Они издревле приковывали внимание шведских историографов. В XIX веке распространялось воззрение, что курганы естественного происхождения, и для устранения всех сомнений король Карл XV дал согласие на проведение их раскопок.
Археологические исследования подтвердили, что Уппсала V—VI вв. представляла собой политический центр всего Уппланда , а курганы носят погребальный характер. Из них были извлечены усыпанные драгоценностями мечи франкской работы, происходящие из Средиземноморья шахматы из слоновой кости , а также удивительной формы шлем , единственный аналог которого был найден в Саттон-Ху на юго-восточном побережье Англии.
Культовый центр
Уппсала была главным языческим центром в Швеции. Культовое значение Уппсалы зиждилось на огромном капище , последний расцвет которого пришёлся на 1070—1080-е гг. Один из современников, Адам Бременский , описывает капище как «золотой храм», в котором были выставлены великолепные деревянные идолы богов Асов : Тора , Одина и Фрейра .
Саксон Грамматик полагал, что в древности в Уппсале находилась резиденция Одина, Снорри же Стурлусон приписывает устройство капища Фрейру. Датский хронист и исландский поэт сходятся в том, что именно Фрейр учредил в Уппсале блот , подробное описание которого приводится у Адама. После умерщвления девяти тварей мужского пола их окровавленные тела вывешивали на деревьях соседней священной кущи. Со слов бременского хрониста, повешенные бок о бок люди, псы и кони представляли жуткое зрелище.
Прекращение жертвоприношений и разрушение капища традиционно приписывается Св. Олафу , хотя более вероятно, что окончательное крещение Уппсалы произошло не раньше правления Инге I (ок. 1087 года).
Христианская Уппсала
Средневековая церковь Старой Уппсалы.
С целью искоренения языческих традиций, по велению папы римского, Уппсалу сделали сильным христианским центром. В 1164 году был создан Римско-католический архидиоцез Уппсалы и был рукоположен первый в Швеции архиепископ , примас шведских католиков, им стал цистерцианский монах Стефан из монастыря Альвастра .
В 1240 году кафедральная церковь сгорела, в 1287 году началось строительство нового Кафедрального собора, которое продолжалось около 150 лет и только в 1435 году состоялось торжественное открытие и освящение Уппсальского Кафедрального собора . В XVIII и XIX веке собор перестраивался, так что от оригинального средневекового стиля собора сохранились лишь кирпичные стены. Ныне он является национальной святыней, одним из самых больших соборов в Северной Европе и самым большим в Скандинавии .
В связи с запустением древнего центра в 1273 году архиепископ Уппсальский перебрался чуть южнее, в Восточный Арос ( швед. Östra Aros , Эстра Арос), которое в связи с этим было переименовано в Уппсалу. Место, где город находился до этого, с тех пор называется Старой Уппсалой.