Европа, 60 г н. э.
Ингевоны
(Ingävonen, Ingväonen, древнегерм. Ingwiaiwen)— согласно Плинию и Тациту одна из больших групп германских племён .
Уже в IV веке дон.э. греческий путешественник Пифей рассказывал об ингевонах как о жителях побережья Северного моря .
Племена
В состав этой группы входили фризы , саксы , юты и англы . Если фризы так и живут по сию пору во Фрисландии , то англы, и частично саксы и юты, переправились на Британские острова , где превратились в костяк нынешней англоговорящей части британской нации.
Происхождение названия
Одним из первых имя «ингевоны» употребляет Тацит в одной из своих малых работ (« О происхождении германцев и местоположении Германии »). Согласно ему, германцы возводили начало своего рода к божественному предку по имени Туитстон . Туистон имел сына по имени Манн (ср. с индийским именем Ману, в сказании о потопе, вероятно, имя это восходит к индоевропейскому корню). У Манна в свою очередь было три сына— Инге, Иске и Эрмине , чьи потомки называют себя по имени прародителей.
В древних песнопениях,— а германцам известен только один этот вид повествования о былом и только такие анналы,— они славят порожденного землей бога Туистона. Его сын Манн— прародитель и праотец их народа; Манну они приписывают трех сыновей, по именам которых обитающие близ Океана прозываются ингевонами, посередине— гермионами, все прочие— истевонами. Но поскольку старина всегда доставляет простор для всяческих домыслов, некоторые утверждают, что у бога было большее число сыновей, откуда и большее число наименований народов, каковы марсы, гамбривии , свебы, вандилии, и что эти имена подлинные и древние.
Отрывочные упоминания об ингевонах есть также в «Естественной истории» Плиния Старшего .
Фрейр, отождествляемый с Инге
Инге, божественный предок
Наши сведения об Инге коротки и отрывочны. В «Беовульфе» упоминается, что он жил вначале с Восточными данами , затем ушёл на восток, через море в сопровождении своей волшебной колесницы. Как отмечает Я.Гримм — колесница— практический неизменный атрибут германских богов.
Как часто бывает в мифах, мы сталкиваемся с несколькими противоречивыми версиями, по одной из которых Инге— дед Фрейра , тогда генеалогия выстраивается так: Твиско , Манн, Инге , Ньёрд , Фрейр.
Ей противоречит другой миф, прямо отождествляющий Инге и Фрейра . Гримм предполагает, что Инге не имя, но прозвище, и возводит его к древнегерманскому ýnglîngr— «юный». Это имя он получает и затем носит среди хердингов ,— чье название Гримм расшифровывает как «герои», или возможно просто «некие люди», «некий народ». Вероятно, из тех же хердингов родом «Хартунг, конунг русов», чье имя ещё в XIX веке жило в немецких легендах. Хартунг был другом и советчиком Инге в его путешествиях, вторым советчиком легенды называют турецкого «конунга» Йгинви .
Ингевоны в лингвистике
Под именем ингевонов в лингвистических исследованиях в частности определяются носители западногерманских языков (английского, саксонского, ютского и фризского) для которых характерны некоторые особенности языкового строя, отличающие их от родственных восточных и центральных народов, в частности т.н. ингевонское падение носовых .